Вий: Старые боги еще имеют силу…

Еще один фильм по мотивам Гоголя. Что интересно, в год выпуска смотрела, тогда понравился, а вот сейчас кино хоть и раскрылось немного с другой стороны, но впечатления негативные. Более того, в этот раз некоторые моменты настолько сильно меня раздражали, что пришлось выключить на середине и досматривать в другой день.

Грин и монстр
Кадр из фильма «Вий»

Смерть паночки и бегство Джонатана

На Ивана Купалу девушки по традиции пускали венки по воде, чтобы найти своего суженого. Но случилась беда. Кто-то напал на паночку и убил ее. Перед смертью она лишь успела сказать, чтобы нашли Хому Брута и он три ночи читал около нее молитвы. И это при том, что в деревне есть свой священник. Сам Хома паночку не знал и святости своей не признает, но не подчиниться Сотнику он не может. Так что пришлось читать.

В это же время где-то в Европе разгневанный отец застает свою дочь в постели с ее учителем. Джонатан Грин умен и амбициозен, но жутко беден. Потому отец не приветствует этот роман и даже хочет наказать учителя. Джонатану пришлось спешно бежать. Все деньги, которые у него были, он потратил на изобретение некоего прибора, который поможет ему прославиться и уже богатым вернуться к возлюбленной.

Смерть паночки
Кадр из фильма «Вий»

Отец Паисий и хутор близ Диканьки

На хуторе близ Диканьки меж тем в церквушке Хома Брут помер, столкнувшись с самим Вием. Когда это увидел местный священник отец Паисий, то сказал, что место проклято и заколотил церковь, оставив там мертвую паночку. И все из-за денег, которые Сотник обещал Хоме. О как, священник вроде православный, а на связь с ним вышли демонические силы. Как так? Ладно, едем дальше.

С тех пор прошел почти год. Возлюбленная Грина родила ребенка, а сам Джонатан слегка заплутал в степях и лесах Киевской Руси. Здесь же он встретил двух бурсаков, которые и рассказали ему историю Хомы Брута. По их словам, он случайно убил ведьму, а та убила его. Ну и про проклятье упомянули. Грин, являясь ученым скептиком, в это не поверил, но по воле случая оказался на том самом хуторе.

Грин и бурсаки
Кадр из фильма «Вий»

Видения Джонатана и задание от паночки

Отец Паисий, все еще скрывая кражу тысячи червонцев, церковь распечатывать не собирается и панихиду по паночке служить не желает. Тогда Сотник нанимает Грина, чтобы тот сделал карту местности и начал именно с церкви. Таким образом он хочет узнать, что же такого страшного увидел священник внутри и что за тайну скрывает.

Грин хоть и ученый, но сознание гибкое. В пьяном бреду раскачалось неплохо, аж иномерных сущностей видеть начал. Они-то во главе с паночкой и самим Вием дали ему задание — найти того, кто в овечьей шкуре. То есть, паночка в этом случае вовсе не хочет причинить вред кому-то, напротив она просит помощи.

Джонатан и паночка
Кадр из фильма «Вий»

Неудачный побег и скорая казнь

После того, как отец Паисий настроил народ против ученого Джонатана, Петрусь предложил ему сбежать. Да не совсем получилось. Настуся, которая онемела после смерти паночки, стала свидетельницей очередного убийства, ее в нем обвинили и признали ведьмой. Между тем Джонатан увидел того с рогами, кто целый год терроризировал округу.

Правда, в итоге Грин попался местным и тоже угодил в яму к Настусе. Теперича обоих собираются сжечь за науку и колдовство. Просто поразительно, когда это люди стали такими? Ведь они знали Настусю от рождения, но по какому-то нелепому обвинению с каким-то радостным садизмом начали ее пинать, унижать и издеваться. Готовы даже камнями закидать, утопить и сжечь.

Пытки церковников
Кадр из фильма «Вий»

Настоящая причина смерти паночки

После того как народ повел на казнь Настусю, Джонатана освободил местный старик Евтух. Грин в свою очередь спас Петруся от самоубийства и вдвоем они решили спасти Настусю. Но для начала ученый открыл заколоченную церковь и нашел там нетленное тело паночки. Здесь же он встретился с бурсаком Хомой Брутом, который год ходил в овечьей шкуре.

Грин уверен, что это он надругался над паночкой, а потом пугал местных. Но все было конечно не так. Хома стал тем случайным парнем, которого загадала паночка. По традиции день Ивана Купала единственный в году, когда официально разрешается заниматься сексом с кем угодно. Это праздник плодородия, а как его еще отметить, если не засевом семени?

Потому-то паночка по фильму вообще могла не быть ведьмой, а контакт с силами получила на эмоциональном пике в момент своей гибели. А так как сам праздник Купалы это день силы, то и сила на стороне паночки оказалась мощная. К тому же старые боги вступили в войну с новой религией. Правда, Хома Брут сделал не очень добрую услугу паночке, но это уже детали.

Паночка и Брут
Кадр из фильма «Вий»

Счастливый конец и неприятные впечатления

Но конец типа счастливый. Паисия пришибло крестом и он бесследно пропал. После этого веревки, связывающие крест с Настусей и лодку, ослабли и она выплыла, да еще и голос обрела. Сотник наконец смог похоронить дочь, Хома Брут стал священником местного прихода. Ну а Джонатан Грин снова отправился в путь на Москву, где мы и встретимся с ним во втором фильме. Да, отец его зазнобы, почитав письма к дочери, изменил мнение о своем пока еще не зяте.

Кино смотрела с большим раздражением. Актеры реально выбешивали, такое ощущение, что их персонажей просто выдернули из современных фильмов и поместили сюда. Совершенно неестественная и местами очень фальшивая игра. Изрядно поднадоело и то, что казаков выставили какой-то пьянью, которая за монеты готова продать дружбу. С некоторых пор у меня вообще большие сомнения в том, что пьянство это исконная черта всего русского народа. Как по мне, этот образ нам тоже навязали.

Кадр из фильма «Вий»

Религиозная линия фильма Вий

Религия в фильме заслуживает отдельного упоминания. Хотя тут точно не соврали. Священник нагло дурит паству, пугает их демоническими образами из кинопроектора, а несогласных или чем-то мешающих вообще пытает. Паства она и есть паства — толпа глупых овец, которые забыли своих богов и подчиняются любому жесту священника. С этой стороны совершенно понятна просьба паночки найти убийцу и вредителя. Ведьма с природой, религия против природы.

Момент, когда деревянная статуя распятого Христа в заколоченной церкви мешает Грину проникнуть внутрь, тоже очень показательный. Словно бы сам божий сын защищает преступления религии от разоблачения. Потом, правда, положение было исправлено. Все та же деревянная статуя пришибла священника, типа зло наказано. Типа это один такой исключительный, но на самом же деле христианская религия белая и пушистая. А то, что Паисий набрался дурного у других отцов из Европы, как-то несущественно.

Церковь на горе
Кадр из фильма «Вий»

Кроме того в фильме почти в самом конце есть еще один короткий, но красноречивый момент. Церковь построена на расколовшейся скале с изображением Солнца. Такой себе символ победы христианства над язычеством. Это кстати отлично объясняет и тот факт, что паночке помогали силы природы — корни. То есть, религия хоть и сверху, но старые боги еще имеют силу.

В общем, кому как, а мне в этот раз картина показалась не просто плохой, но даже отвратительной. Мало того, что у фильма не совсем вразумительный сюжет, кто не знает гоголевского Вия, может с трудом понять, что тут вообще происходит. К этому добавляется фиговая игра актеров, еще и откровенная религиозная пропаганда. Вроде как обличительная, но на деле совсем нет. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.