Все мы лишь пассажиры

Очень необычный, довольно тяжелый в плане психологии и относительно увлекательный фильм про космос. Несмотря на то, что действие картины происходит в пределах космического корабля, а из героев два пассажира, робот-андроид, да еще один член экипажа, который появляется всего на несколько минут, фильм впечатляет своим смыслом, который, собственно, даже не спрятан, а лежит на самой поверхности. Нужно лишь увидеть его. Итак, о чем «Пассажиры» нам расскажут?

Кадр из фильма "Пассажиры"

Кадр из фильма «Пассажиры»

Непредвиденное происшествие

Итак, космический корабль Авалон летит к далекой планете. Более 5000 пассажиров, включая всех членов команды, находятся к глубоком сне. Они должны проснуться примерно за 4 месяца до того момента, как доберутся до места назначения.

Управление кораблем полностью автоматическое, и путешественники в полной безопасности. Однако даже в такой ситуации никто не застрахован от случайностей. Прохождение через метеоритный поток (или что-то там еще) приводит к серьезной аварии. Умный компьютер вроде бы справляется с ней, но одна из капсул гибернации выходит из строя.

Так просыпается первый пассажир – простой механик Джеймс Престон. Собственно, он даже не подозревает, что оказывается единственным человеком на корабле, которому лететь до нужной планеты еще целых 90 лет. Самое удивительное, что все системы работают отлажено и практически бесперебойно буквально для него одного.

Кадр из фильма "Пассажиры"

Кадр из фильма «Пассажиры»

Космический Робинзон

Осознав свое незавидное положение, Джеймс по совету бармена-андроида Артура, пытается привыкнуть к новой жизни.

Вначале ему это вполне удается, благо на корабле имеется масса возможностей для развлечений, да и все функции жизнеобеспечения работают стабильно.

Но уже к концу первого года своей космической робинзонады он практически теряет любой смысл дальнейшего существования и приходит к мысли о самоубийстве.

Кадр из фильма "Пассажиры"

Кадр из фильма «Пассажиры»

Случайное знакомство

К счастью, в дело вмешивается его величество случай и он видит в одной из капсул гибернации красивую девушку, что полностью меняет его планы.

Джеймс буквально влюбляется в незнакомку, а через время узнает о ней все, что возможно. Аврора — писательница, умница и красавица. И однажды в голову космического Робинзона приходит роковая мысль – разбудить Аврору.

Чем закончится эта необычная история можно узнать, если начать смотреть фильм «Пассажиры» прямо сейчас. Ну а я постараюсь не вдаваться в подробности сюжета и рассказать о том, что меня зацепило в этой картине.

Кадр из фильма "Пассажиры"

Кадр из фильма «Пассажиры»

Что нужно человеку на самом деле?

В принципе, основная идея психологической мелодрамы – это одиночество и способность человека жить вдали от социума. По сути, Джеймс оказался тем самым Робинзоном на необитаемом острове. И не важно, что буквально за стеной благополучно спят тысячи людей, он один и даже довольно эрудированный робот не может скрасить это вынужденное одиночество.

Сколько на самом деле может прожить человек в полной изоляции от мира? И это при том, что нашему герою не пришлось заботиться о пропитании и обустройстве жилья. С этой стороны ему очень даже повезло, да и вероятность ранений или смерти в результате несчастного случая практически полностью исключены. Одно слово – живи и наслаждайся.

Ан нет, очень скоро он начинает ощущать недостаток общения, даже несмотря на то, что вполне обеспечен книгами, фильмами, может заниматься спортом и даже участвовать в танцевальных состязаниях. К услугам Джима бар, наполненный напитками, ресторан с обслуживанием и прочие блага, к которым все мы так стремимся. При этом совершенно не нужно работать и можно жить в свое удовольствие.

Так почему же Джеймсу вдруг стало так тоскливо и одиноко? Неужели так сложно заполнить свою жизнь тем, что имеется, а имеется, к слову сказать, не так уж и мало? Чтоб понять это, достаточно задать вопрос самому себе – а сколько бы выдержал лично я в подобных условиях? Быть может сытая жизнь и полная обеспеченность это вовсе не то, что на самом деле требуется человеку?

Кадр из фильма "Пассажиры"

Кадр из фильма «Пассажиры»

Кто прав?

Так мы и подошли ко второй составляющей приключенческого фильма, а именно — имел ли право Джим будить Аврору, дабы скрасить 90 лет путешествия приятным общением и возможно близкими отношениями? И тут оказываются правы все.

И Джим, который больше не мог так жить, и Аврора, которая одним махом лишилась любых перспектив. А вот член команды, являясь сторонним наблюдателем и не заинтересованным лицом (его, кстати, играет Лоуренс Фишборн – Морфеус из фильма «Матрица»), ответил на этот вопрос с ходу:

«Утопающий всегда тянет кого-то за собой. Это неправильно, но он утопающий.»

Конечно, трудно представить, что ощущаешь, понимая, что все твои мечты и стремления летят в тартарары, и ты никогда не сможешь исполнить то, что так тщательно продумывал.

По той простой причине, что какой-то идиот вмешался и лишил тебя твоего будущего из-за собственной прихоти. Перспективка прожить на космическом корабле 90 лет та еще радость. Хотя, чем отличается от этого наша обычная жизнь? Но, как сказал герой сериала «Ведьмы Ист-Енда»:

«Счастье зависит не от места, от человека.»

Кадр из фильма "Пассажиры"

Кадр из фильма «Пассажиры»

Это судьба!

И здесь самое время вспомнить о судьбе и Божьем промысле. Некто или нечто, управляющее нашей жизнью да и всем сущим знают больше нашего и подстраивают вот такие случайности с особой целью, даже если человек считает их собственным выбором.

Не зря Джим упал именно около капсулы Авроры, не зря проснулся сам Джим, и вовсе не зря он разбудил Аврору. В одиночку он точно не справился, потому судьба подобрала герою идеальную партнершу, несмотря не некоторое недопонимание, возникшее между ними.

Да, ему пришлось делать свой выбор, да ему, пришлось пожертвовать собой ради спасения еще 5000 человек. Да Авроре тоже пришлось смириться со своим положением и пойти на риск. Но в итоге именно любовь, возникшая между ними ранее, спасла всех и позволила прожить остаток жизни счастливо, невзирая на разрушенные мечты и планы.

Да, человек действительно может быть счастлив где угодно, потому что счастье зависит не от места, наличия других людей и условий, а лишь от самого человека. И это его выбор: быть счастливым или ныть, страдать и жаловаться на злодейку судьбу, которая-де не подарила достойной жизни.

Кадр из фильма "Пассажиры"

Кадр из фильма «Пассажиры»

В чем отличие?

Кстати об Авроре. Да, девушка она умная и целеустремленная, точно знающая, чего хочет. Но увы, ею движет даже не жажда приключений, а лишь собственные амбиции.

Ведь это так замечательно, перенестись в будущее на 250 лет, побывать на другой планете, увидеть собственными глазами, как ее будут обживать, а потому вернуться на Землю, дабы рассказать об этом людям, так сказать из первых уст.

И не важно, что у тебя не останется ни друзей, ни знакомых ни на одной из планет, главное, что твои книги будут читать, тобой будут восхищаться, а сама ты станешь словно бессмертной.

Но разве это не одиночество среди людей, пространства и времени, избранное добровольно? Чем отличается ее одиночество от одиночества Джеймса? В какой из жизней больше смысла? И зачем все это вообще нужно?

Что же касается актрисы, сыгравшей Аврору, то ее игра мне безумно понравилась. В отличие от Мистик из трилогии «Люди Икс» она более эмоциональна: смеется, страдает, плачет, боится, искренне радуется, впадает в настоящий гнев. Хотя почитав разные отзывы, я пришла к выводу, что это мало кто заметил.

Кадр из фильма "Пассажиры"

Кадр из фильма «Пассажиры»

В чем-же смысл?

Кстати, это уже не первый фильм про космос, в котором люди, живущие в полностью компьютеризированном и таком совершенном мире, мечтают о простом человеческом счастье. (Например, свежий фантастический фильм «Чужой: Завет», там все это есть прямым текстом.)

Находясь среди автоматики, компьютеров и прочих технических достижений, они мечтают построить домик собственными руками, и жить долго и счастливо вдвоем с любимым человеком. Так может вот он, тот самый смысл и совсем не нужно стремиться к космическим далям, а просто отыскать свое личное счастья рядом с собственным домом?

Задумайтесь, почему люди будущего мечтают о том, что может иметь каждый из нас, если, конечно, захочет? Возможно, это маленький такой намек, что мы ищем то, что нам, по сути, и не нужно?

Кадр из фильма "Пассажиры"

Кадр из фильма «Пассажиры»

И снова деньги…

Еще мне понравилась история компании, которая затеяла это путешествие. Уж не знаю, чем продиктовано желание заселить другие планеты, вроде никаких намеков на кризис на Земле не было. Тем не менее означенная компания находит в космосе пригодные для жизни планеты и отправляет туда людей.

Причем расстояние не имеет значения, гибернация, которая может длиться не один десяток лет, и современные технологии, управляющие межзвездными кораблями, позволяют без особых трудностей доставлять новых жителе на немыслимые расстояния.

И не важно, что полет продлится сотню лет, не важно, что пока пассажиры долетят, на Земле уже сменится очередная эпоха. Главное, что каждый из пассажиров заключил с компанией договор, согласно которому человек не просто оплачивает свой перелет в зависимости от имеющихся средств, но и отдает часть заработанных в будущем денег.

Кадр из фильма "Пассажиры"

Кадр из фильма «Пассажиры»

Интересные выводы

Эта ситуация натолкнула меня на две любопытные мысли: одна банальна — это использование человеческого ресурса и любых возможностей для обогащения. Вторая более необычна.

Если компания без страха пускается на такие авантюры, значит, ее руководители точно уверены, что и через сотню-другую лет на Земле все останется по-прежнему, и они смогут получить свои деньги.

Проще говоря, кому-то доподлинно известно (почему я выразилась именно так, долго объяснять, может при просмотре какого-то фильма, подробно расскажу об этом), что в будущем наше человечество живет относительно спокойно, раз позволяет себе строить такие долгоиграющие планы.

Смотрите внимательно…

На этом хочу закончить свой отзыв о фильме «Пассажиры», ибо для понимания смысла всего сказанного его создателями требуется личное участие, желание поставить себя на место каждого из героев, сознательная решимость глубоко пережить эмоции, увиденные на экране.

Только такой поход позволит понять всю глубину картины. Не стоит обращать внимание на малозначительные детали и преувеличения, которые в нашем случае играют второстепенную роль и призваны лишь сделать события более яркими и красочными.

Кадр из фильма "Пассажиры"

Кадр из фильма «Пассажиры»

..и будьте счастливы!

Потому что в фантастическом фильме передана обычная жизнь обычных людей, их стремления, их желания, их возможности. И то, как случай и выбор полностью меняет судьбу. И тут на ум приходит знаменитое выражение:

«Если не можешь изменить ситуацию, то постарайся изменить отношение к ней.»

Ибо пути Господни воистину неисповедимы, а божественное видение нам и вовсе недоступно. Потому нужно с благодарностью принимать все, что дает судьба, она-то точно ведет человека к счастью, пусть и не совсем прямыми путями. Но, увы сам человек этого не замечает, а потому мучается и стонет, считая себя обиженным и покинутым.

Рубрика: Про космос. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *