Старый фильм с Арнольдом Шварценеггером, снятый о одноименной книге Стивена Кинга, которую я почему-то никогда не читала. Кино когда-то смотрела, но в этот раз была поражена, насколько сильный отклик оно вдруг вызвало во мне. Просто поразительно, в который раз все говорится открытым текстом, но мы, зрители, словно не желаем видеть и слышать.
Заключение и дерзкий побег
К 2017 году после коллапса экономики в США установился тоталитарный режим. Чтобы народ не бунтовал, ему показывают телешоу, в котором преступники борются за свое выживание. Забавно, кажется, китайцы сняли свою «Игру в кальмара» примерно с той же целью. Чтобы народ платил кредиты. Но вернемся к кино.
Главный герой офицер полиции Бен Ричардс пилотирует военный вертолет. От начальства поступает приказ уничтожить группу безоружных людей у магазина. Ричардс отказывается. За неподчинение приказу его, конечно же, приговаривают к заключению. Спустя полтора года Ричардс вместе с другими заключенными устраивает массовый побег из колонии.
Невольные участники реалити-шоу
Бен проникает в квартиру своего брата и застает там незнакомую девицу, которая совсем недавно услышала, что Ричардс убил толпу невинных людей. Кстати. Квартира перешла к Эмбер после того, как владельца принудительно отправили на исправление. В это время руководство шоу «Бегущий человек» подбирает следующих участников, и выбор падает на военного преступника Бена Ричардса.
Бену приходится согласиться добровольно, иначе вместо него играть заставят его друзей. Правда, позже оказывается, что Вайс и Лафлин тоже участники игры. Их отправляют в заброшенную часть города, где они должны пробыть три часа, пройти все уровни и не попасть в руки Охотников, которые их просто убьют. В это же время Эмбер смотрит новости о событиях со своим участием, и понимает, что Ричардса снова подставили.
Смотрят, значит, одобряют…
Кстати, как-то принято в кино обращать внимание только на главных героев, а условия, в которых они находятся, принимать просто за фон для их геройских поступков. Но в этот раз меня почему-то сильно задело. Режим может и тоталитарный, людей может и стреляют запросто на улицах или угоняют в лагеря на перевоспитание. Но при этом основная часть населения совершенно добровольно с большим интересом и даже удовольствием смотрит шоу. А значит, одобряет не только передачу, но и сам режим.
Да, создатели шоу специально поделывают истории участников, делая из них убийц, насильников и вообще людей достойных лишь презрения. Но это говорит о том, что зрители слепо верят всему, что им говорят. Более того зрители восхищаются Охотниками, которые убивают других участников, пусть даже преступников, на их же глазах. То есть, людям просто нравится смотреть на то, как убивают? И да, почему-то считается, что выигрыш в игре равносилен полному искуплению вины.
Счастливое завершение
Итак, игра начинается, но Бен обещает Киллиану вернуться. На первых же минутах он убивает Охотника. Такое случается в первый раз за все время существования шоу. Потому в игру вводят сразу двух Охотников и еще одного участника – Эмбер, которую поймали в архиве с настоящими записями дела Ричардса.
Прошла половина шоу. Еще двоих Охотников обезвредили, Лафлин и Вайс к сожалению погибли, прежде передав код доступа к телесети. Тут Киллиан обратился к Бену с предложением – стать охотником. И единственным выжившим, ибо все, кто победил в этой игре, на самом деле были убиты, что неудивительно. Ричардс естественно отказался.
Чтобы спасти шоу пришлось делать постановку, типа самый крутой Охотник замочил журналистку Эмбер и преступного полицейского Ричардса. Но Бен обещал, что вернется и он вернулся. И они показали всей Америке настоящие кадры расстерла людей, а Киллиана убили в его же шоу. Так что хеппи-энд.
Неприятные выводы
Что по итогу. В целом довольно неплохой боевик, который и сегодня смотрится интересно. Но главное в нем совершенно не сюжет. Под занавес Киллиан открыто заявил, что уже 50 лет они говорят зрителям, что есть, что носить и во что верить. Но кто из зрителей хоть однажды задумался над этими словами? А ведь кино снято 1987 году, и что изменилось с тех пор?
Нет, нам не показывают шоу с убийствами, но на самом деле разницы практически нет. Нам показывают другие шоу, которые как минимум отнимают наше время, эмоции и другие ресурсы. Как максимум формируют нужный образ мышления, ценности и цели под них. И наше «высоко цивилизованное» общество постепенно превращается в обезьян и даже не замечает этого…