Когда хочется отвлечься от мирской суеты и просто насладиться чем-то красивым, я закрываюсь дома и включаю “Полночь в Париже”. Для меня этот фильм уже стал своего рода классикой. Думаю, многие о нём слышали. Однако не лишним будет ещё раз признаться в любви этой сказочной, пропитанной духом Франции, комедии.
Надеюсь, что эта рецензия вдохновит пересмотреть картину. А кто-то, возможно, даже познакомится с ней впервые.
Сюжет фильма “Полночь в Париже”
Главный герой, Гил, пишет второсортные сценарии для Голливуда. В целом, в его жизни всё неплохо. Есть высокооплачиваемая работа, красавица невеста Инес из богатой семьи и планы на будущее. Но небольшая вылазка в Париж заставляет его взглянуть на всё под другим углом.
Всё начинается с обычной истории
Дело в том, что Гил мечтает стать писателем. Он работает над романом, хоть и не получает большой поддержки от своего окружения. Любимая женщина уверена, что мечты о писательстве пора оставить в прошлом. Да и вся её семья в один голос соглашается. Ведь куда рациональнее было бы успокоиться и просто заниматься тем, за что уже хорошо платят.
Тут же рождается и другой конфликт. Париж восхищает и вдохновляет Гила. Гуляя по улицам, где когда-то жили великие писатели и художники, он мечтает только об одном – остаться здесь навсегда. Но и тут встречает сопротивление. Невеста заявляет, что никогда не смогла бы жить за пределами США.
Однако Гилл ещё не подозревает, что главный удар для их отношений ещё впереди. Конечно, досадно, что Инес не замечает, как красив Париж во время дождя, а лишь стремится скорее спрятаться под зонтик. Но куда печальнее другое. В жизнь пары врывается старый друг и школьная любовь невесты, с которым она начинает проводить всё больше времени…
И тут в игру вступает магия ночного Парижа
Выйдя из очередного ресторана, Гилл отправляется прогуляться по ночному городу и подышать. Так он выходит на уютную площадь. Но, стоит часам пробить полночь, как из темноты появляется старомодный автомобиль. Внутри – весёлая и шумная компания, которая тут же предлагает герою присоединиться.
Их старомодная одежда и странные разговоры не смущают Гилла. Он едет развлекаться с новыми знакомыми и даже не сразу понимает, что оказался в прошлом. Даже столкнувшись лицом к лицу с Фрэнсисом и Зельдой Фицджеральдами герой не сразу осознаёт всю ситуацию. Но дальше – больше.
Гил возвращается на площадь каждую ночь и неизменно попадает в прошлый век. Круг его приятелей пополняется Эрнестом Хемингуэем, Пабло Пикассо, Сальвадором Дали и другими известными личностями. Да что там, сама Гертруда Стайн теперь вычитывает черновик его романа!
Но основной причиной сомнений становится очаровательная Адриана. Девушка тут же очаровывает Гила. Однако как завоевать сердце той, за кого бьются Пикассо и Хемингуэй? И что делать с тем, что они живут в разное время? К тому же, дома героя всё ещё ждёт невеста…
Центральная идея фильма
Несмотря на сказочный и немного сюрреалистичный сюжет, главная мысль фильма довольно прозаична. Гил всю жизнь мечтал оказаться в Париже прошлого века. И вот этот шанс подвернулся. Конечно, поначалу он не может сдержать восторга.
Однако разговоры с Адрианой всё больше толкают его на размышления. Девушка, живущая среди великих художников, писателей, фотографов и режиссёров уверена – “золотой век” прошёл. Ах, если бы она только могла родиться лет на 50 пораньше!
Впрочем, свой шанс попасть в прошлое получает и Адриана. Гил переносится во времени вместе с ней. А там – всё та же песня. И вот уже Поль Гоген рассуждает о том, в какое бессмысленное время ему было суждено появиться на свет. Вот были же времена Ренессанса, тогда было настоящее искусство!
Слушая все эти разговоры, герой постепенно осознаёт, что предела им нет. Во все времена люди оглядывались на прошлое и думали, что тогда трава была зеленее. А значит, пора разорвать этот порочный круг. И тогда можно научиться по-настоящему жить в реальном времени. И вдруг становится легче и писать, и любить, и даже просто гулять по ночному Парижу…
Запоминающиеся цитаты из фильма “Полночь в Париже”
Большинство великих людей в фильме предстают в комичных, карикатурных образах. Так что многие цитаты тоже наполнены юмором:
Ман Рэй: Мужчина, влюбленный в женщину из другой эпохи. Я вижу фотографию.
Цитата из фильма “Полночь в Париже”
Луис Бунюэль: Я вижу фильм.
Гил: Я вижу непреодолимую проблему.
Сальвадор Дали: Я вижу… носорога.
Хэмингуэй: Я ненавижу твою книгу.
Цитата из фильма “Полночь в Париже”
Гил: Но ты даже не прочел её!
Хэмингуэй: Если я прочту твою книгу и она мне не понравится, то я буду её ненавидеть, а если понравится, то буду завидовать и возненавижу ещё больше. Тебе не нужно мнение другого писателя.
Гил: Собираюсь жениться на женщине, которую люблю… Ну, то есть, думаю, что люблю. Господи, необходимо, чтобы я её любил, я же женюсь на ней!
Цитата из фильма “Полночь в Париже”
Сальвадор Дали: Носороги занимаются любовью, взбираясь на женскую особь… Но! Вот здесь-то и разница, в красоте, что заложена в двух носорогах!
Однако, как и во всяком эстетичном фильме, есть тут и красивые изречения, которые западают в душу:
Никакой сюжет не может быть ужасным, если история правдива, если проза чиста и искренна.
Цитата Эрнеста Хемингуэя из фильма “Полночь в Париже”
Любовь истинная и реальная даёт отсрочку от смерти. Вся трусость происходит от нелюбви или от недостаточной любви. Смелый, честный человек смотрит без страха смерти в лицо, как некоторые охотники… Это потому что они страстны и способны прогнать смерть из своих мыслей, пока она не вернётся в последний час. И тогда нужно снова сильно полюбить. Подумай об этом!
Цитата Эрнеста Хемингуэя из фильма “Полночь в Париже”
Задача каждого художника — не поддаваться отчаянию, а найти противоядие от пустоты нашего бытия.
Цитата Гертруды Стайн из фильма “Полночь в Париже”
И всё же самым интересным и противоречивым мне показалось это суждение:
Знаете, ностальгия — это отрицание. Отрицание тягостного настоящего…
Цитата из фильма “Полночь в Паиже”
Всё дело в том, что произносит эту фразу явно отрицательный герой фильма. Однако не в ней ли кроется главная мысль, заложенная режиссёром?
Вердикт: стоит ли смотреть “Полночь в Париже” и как получить от картины максимум удовольствия?
“Полночь в Париже” – удивительно красивый, лёгкий и неспешный фильм. Чего стоит одно только начало. На протяжении нескольких минут зритель видит пейзажи Парижа. Ни титров, ни закадрового голоса, ни сюжета. Просто эстетика города.
Да и дальше картина экшном не пестрит. В сумасшедшем ритме сегодняшней жизни этого порой очень не хватает. Однако я поймала себя на том, что мне для просмотра таких фильмов нужен определённый настрой. Важно успокоиться, сесть поудобнее и не суетиться. Сюжет не спешит разворачиваться на экране и было бы лишним его торопить.
Чтобы полностью погрузиться в историю и понять все заложенные шутки, лучше быть хотя бы примерно знакомым с французскими творцами двадцатого века. Впрочем, и это не обязательно. Может, фильм наоборот пробудит в вас желание узнать об этих личностях побольше.
К просмотру однозначно рекомендую всем. Это – отличный фильм для спокойного домашнего вечера. Смешной, увлекательный и эстетичный. А что ещё нужно, чтобы хорошо провести время?