Реликвия: Однажды все станет тленом…

Этот фильм я скачала в пачке с другими, описанием не интересовалась, достаточно того, что это ужасы 2020 года. Сразу скажу, фильм мне понравился, потому как по моему мнению в нем нет ни намека на привычные ужасы. Это одна большая очень точная аллегория и при этом очень хорошо реализованная. Так что создателям хочется сказать «Браво».

Женщина и отражение
Кадр из фильма “Реликвия”

Исчезновение матери и активные поиски

После звонка из полиции главная героиня с дочерью приезжает в дом к своей матери. Эдну уже несколько дней никто не видел, но в доме ее тоже нет. Старушке уже за восемьдесят, она живет одна. Ну правильно, дочери некогда, она постоянно на работе, и видимо живет в большом городе, потому как в ее родном городе делать нечего.

Более того, она кажется не совсем в курсе, как живет ее собственная дочь. Только сейчас Сэм рассказывает, что бросила работу в галерее и работает в каком-то баре. Мать и дочь общаются как совершенно чужие люди, кажется, что Кей не знает даже то, как воспитывалась ее дочь в детстве. Пропаганда работает, дети сбегают в большие города и забывают о своих родителях.

Но вернемся к кино. По словам дочери, ее мама ничем особо не болела, вот только иногда с ней случались неприятности из-за плохой памяти. например, на прошлое Рождество она затопила весь дом. На следующий день местные начинают активно разыскивать бабулю по окрестностям, но увы, безрезультатно.

Смотрят на стену
Кадр из фильма “Реликвия”

Дом престарелых – лучшая забота о родителях?

На стене в гостиной мать и дочь видят огромное черное пятно, и тоже ночью Кей снится кошмар с участием какого-то тощего как мумия человека. Следующим утром в доме появляется бабуля и, как ни в чем не бывало, предлагает чай. Где она была и что делала, Эдна не говорит, ну или просто не помнит.

Хотя судя по беглому осмотру врача, создается впечатление, что бабуля находится в здравом уме и трезвой памяти. Несмотря на престарелый возраст, Эдна действительно очень активная и бодрая старушка. Она явно чего-то боится, но совсем не желает, чтобы к ней переезжала внучка.

Кей собирается решить проблему кардинально, она не может забрать мать к себе, так как это неудобно. Не потому что жить негде, а потому что ей некогда за ней смотреть. Потому проще всего отправить мать в дом престарелых. Там прямо райское местечко, неверное, о таком мечтают и родители, и их дети.

Прям санаторий для пенсионеров какой-то. И видимо, это стоит больших денег. Но дети готовы работать и платить, только бы не жить с родителями. И здесь ее дочь Сэм произносит потрясающие слова, что типа в детстве мать меняла ей подгузники, а теперь пришло время Кей делать это.

Женщины обнимаются
Кадр из фильма “Реликвия”

А может быть Эдна просто одержима?

Бабуля все-таки странная. То она говорит как разумный человек, спустя время все забывает, а потом снова говорит так, как вроде бы все знает. Может быть Эдна одержима? Ведь в доме явно что-то обитает, а памятуя историю про хижину, где жил и умер без присмотра прадед Кей и то, что окна из той хижины были перенесены в новый дом, остается не так уж много предположений.

Либо в той хижине произошел магический ритуал, который призвал некую сущность, либо дед сам создал фантом, который теперь терроризирует живых. В новый дом это что-то естественно проникло вместе с окнами и что они там еще использовали от старого дома. Да и сны намекают на это же. В общем, мне сразу вспомнился фильм «Дверь в лесу».

Недовольная дочь
Кадр из фильма “Реликвия”

Видение тонкого плана и суть деменции

При этом Эдна периодически с кем-то разговаривает. И судя по всему, считает, что к ней в дом пришли не дочь с внучкой, а кто-то в их облике. Что сказать, на определенном периоде старые люди начинают видеть то, что не видят другие: тонкий мир, сущностей, фантомы умерших людей. Можно считать это признаком приближающейся смерти. Наверное, Эдна уже находится на краю, на что указывают не только ее видения, но и пятна на теле.

Старики с дурным характером становятся агрессивными, ибо видят темных сущностей, да еще и собирают вокруг себя кучу лярв, которые их провоцируют. Кстати, люди, которые сумели за свою жизнь разобраться с собственными демонами, обычно редко впадают в деменцию. Дело в том, что склероз и маразм это скорее защитный механизм разума, который не позволяет еще больше усугубить ситуацию с душой. Правда, окружающим от этого совсем не легче.

С технической стороны вопроса это скорее полный отказ главной управляющей системы. Давно пришла к выводу, что человеческое тело это биоробот, которым управляет компьютер – мозг. Время идет, запчасти изнашиваются, начинают барахлить, а то и полностью отключаться некоторые системы. Если вовремя подмазывать маслом, ставить заплатки, заправлять качественным топливом, срок годности значительно продлевается.

Старушка в ванной
Кадр из фильма “Реликвия”

Дом в доме и сумасшествие Эдны

Забавно, Сэмми заходит в небольшую кладовку и видит, что там еще полдома, о которых она даже не знала. Этот эпизод сразу напомнил мне фильм «Тебе стоило уйти». Там тоже наблюдалось сильное несоответствие пространства снаружи и внутри. Но самое ужасное то, что Сэм теперь не может найти выхода. Она словно бы попала в дом внутри дома. Когда я подумала что это, в голове почему-то появилась мысль «Лабиринты памяти».

Что это значит, я не знаю, но видимо именно здесь блуждала три дня сама Эдна, ибо Сэм видела те же сдвигающиеся стены и прочее, что было написано в записках бабули. В итоге, мать и дочь едва выбрались из этого лабиринта, а бабуля буквально сошла с ума. Но, несмотря на это, Кей все-таки решила остаться, и вот тут произошло очень интересное событие, которое полностью изменило мой взгляд на кино.

Иссохшее тело
Кадр из фильма “Реликвия”

Качественное кино со смыслом

В общем, мне сильно показалось, что это фильм о взрослых детях и их старых родителях. Эта линия очень четко прослеживается в сюжете. Даже сны, которые снятся Кей о том доме и стариках, это ее тайные мысли о том, что она тоже когда-то постареет и останется в одиночестве.

С этой точки зрения отлично вписывается и исчезновение Эдны, и ее провалы в памяти, и все прочие события. Ну а мистическая составляющая с бредом и одержимости старушки, это тоже аллегория трансформации человека на старости лет, проще говоря, деградация и старческий маразм. Отсюда и лабиринты памяти или скорее разума.

В конце фильм довольно открыто говорит: как бы ни было страшно и неприятно, но старая мама это твой родной человек и бросать его нельзя. Ведь однажды подойдет и твой срок, но чтобы ты ни был в одиночестве в это время, за твоей спиной должно быть новое поколение. Твои дети.

Так что я очень советую посмотреть этот фильм ужасов. Это действительно образец очень качественного и при этом смыслового кино, которое удачно сочетает жанр ужасов и житейскую мудрость. Причем все снято так, что главная мысль совершенно очевидна и над ней не нужно ломать голову.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *