Тринадцатый этаж: Вопрос реальности твоего мира

Давно не новый, но очень актуальный фильм. Смотрела я его неоднократно, он мне очень нравится, ибо имеет не только симпатичный сюжет, но и серьезный смысл. Уже позже я узнала, что это частичная экранизация романа «Симулякрон-3» Дэниэла Фрэнсиса Галуйе.

Кстати, начинается фильм с хорошо известного афоризма, сказанного Декартом:

«Я мыслю, значит, я существую».

Так вот, мне показалось, что взят он совсем неспроста. Более того картина доказывает, что это совершенно неправильное мнение. И если ты думаешь, ешь, спишь, чувствуешь, то еще совсем не означает, что жизнь твоя такая, какой ты ее себе представляешь. В общем, подумать тут есть о чем. Для начала коротко расскажу сюжет.

Другой мир
Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

Общее описание сюжета

Примерно в 30-е годы прошлого века уже немолодой мужчина пишет письмо, а потом оставляет его в баре ночного клуба и строго приказывает бармену передать послание некоему Дагласу Холлу и только ему. Однако бармен игнорирует это предупреждение и читает записку. Сам мужчина едет домой и преспокойно ложиться спать.

А потом происходит нечто и он приходит в себя какой-то супер современной лаборатории. Уже здесь в своем мире он идет в бар и звонит тому самому Дагласу. Он говорит, что нашел что-то невероятное, что все меняет. А потом он открывает двери и словно встречается с кем-то знакомым, после чего его быстренько убивают.

На следующее утро Дагласа Холла вызывают в полицию, где показывают тело того самого мужчины. Этот человек ему знаком, Хэннон Фуллер — его начальник и друг. Вместе они занимались разработкой уникальной компьютерной программы. Они создали эдакую виртуальную реальность, в которую загружается сознание, и человек может жить там как наяву.

Тут Даглас внезапно узнает, что Фуллера есть дочь, причем очень красивая. Все это время она жила в Париже, но нашему герою отчего-то кажется, что он ее где-то видел. Однако обстоятельства смерти ее отца указывают на то, что именно Холл виновен в его смерти. Чтобы разобраться в этом деле и снять с себя вину, ему приходится лично отправиться в симулятор и найти там подсказки.

Даглас и Фуллер
Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

Виртуальная реальность и ее персонажи

Сразу же о реальности. Это не игра, это нечто большее. Кстати, лаборатория находится на 13-м этаже, отсюда и название. Так вот, ей не нужен геймер, все ее персонажи — самообучающиеся киборги, имеющие свое собственное сознание, которые способны думать, развиваться, работать и развлекаться. Проще говоря, они созданы по образу и подобию и способны жить сами по себе. Сам симулятор воплощает Лос-Анджелес 1937 года.

Некоторые персонажи по внешнему виду являются полными копиями своих создателей. Когда человек подключается к системе, его сознание переносится в своего двойника, а сознание того временно хранится в теле подключенного. Когда полицейский узнал об этом, он сразу же задал вопрос: а не мог двойник с новым сознанием убить своего носителя? Догадка, но в чем-то он был абсолютно прав.

Персонаж другого мира
Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

Главный подозреваемый

Дочь Фуллера очень странная какая-то. Она расстроена смертью отца, но намерена чуть ли не завтра закрыть проект, над которым отец и его помощники работали последние шесть лет. Причем по ее словам так хотел сам Фуллер. И тут оказывается, что отец изменил завещание, и о дочери там нет ни слова. Зато права собственности на компанию переходят к его помощнику – Дагласу Холлу.

Естественно, он становится первым подозреваемым. Собственно, между Дагом и Джейн устанавливается какая-то незримая связь. Они словно давно влюблены и знали друг друга всю жизнь. Что ж, позже этот феномен легко объясняется, но придется досмотреть до конца. Но Джейн настоятельно советует не подключаться к системе и напрочь отказывается говорить о своей жизни.

Даглас и детектив
Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

Приключения в симуляторе

А пока, Даглас вдруг обнаруживает, что в его памяти появились какие-то провалы. Например, вчера они  прилетел на самолете, вернулся домой и проснулся только на следующий день. На автоответчике есть звонок от босса, в корзине для белья – рубашка в крови, но наш герой совершенно ничего не помнит.

Собственно, ввиду этих странностей Даг начинает подозревать, что он и вправду убил своего друга. Ответы может дать система, но оказывается, что она еще не доработана до конца, а пребывание в симуляторе может быть опасно для жизни. В общем, Даглас отправляется в тело своего двойника. Это, пожалуй, самые забавные моменты в фильме.

Человек вдруг мгновенно меняется и начинает делать то, что ему совсем не свойственно. И это вполне естественно, сознание-то другое. Более того, двойники очень сильно отличаются от своих прототипов. Например, бармен имеет внешность второго помощника, но характер у него наглый и коварный. Он еще сыграет свою роль во всей этой игре. И да, письмо Фуллера, которое бы все объяснило, он так и не отдал.

Джейн Фуллер
Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

Их мир выдумка, но они – настоящие…

Так что же написал Фуллер в своем послании? Он сообщил, что мир имеет границы, что он не настоящий (хотя это касалось совсем другого мира). Бармен проверил и оказалось, что предположение — чистая правда. В конце дороги была пустота. Но это еще не все.

Даглас понял, что люди в симуляции не герои, не персонажи, не киберорганизмы, они настоящие. Они не только механически выполняют какие-то действия и думают, они чувствуют и ощущают все так же, как настоящие люди. Они и есть настоящие люди, а их создатели собираются вмешиваться в их жизнь.

Вот на этом этапе я задумалась, а что если и наш мир это некая глобальная симуляция? Собственно, в какой-то мере оно так и есть. Наш мир тоже создан Творцом, и вряд ли он способен контролировать каждого, но иногда таки вмешивается. Это конечно, очень примитивное мнение, уверена, на самом деле все несколько иначе и сложнее. Но смысл примерно тот же. Но и это еще не конец.

Разработка ученых
Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

Признание Джейн

Наш герой решил найти Джейн. Но оказалось, что Джейн вовсе не Джейн, а молодая девица по имени Наташа Молинаро. Она работает кассиром в магазине и, по словам подруги, очень странно себя ведет. Может сорваться в любое время и куда-то уйти, ничего не сказав.

Наташа — простая девушка и повадки у нее такие же, ей очень далеко до утонченной и трепетной Джейн. И тут Даг понимает: что-то не так, во всем этом скрывается какой-то обман. Он едет по дороге и в самом ее конце понимает, что находится в такой же компьютерной симуляции, аналогичной той, что создали они с Фуллером.

Джейн признается, что таких симуляций существует бесчисленное множество. Но только в этом мире  персонажи умудрились создать собственную симуляцию. Ну что ж иногда творения если не превосходят, то хотя бы становятся равными своему Творцу.

Даглас и Джейн
Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

Принцип «матрешки»

Так кто же убил Фуллера? А сделал это Дэвид — пользователь Дагласа, а по совместительству муж Джейн. Когда-то он был добрым и хорошим человеком, но вседозволенность и безнаказанность в симуляторах сделал из него монстра. Когда сам Даг отключался, включался он и убивал. И тут Джейн признается, что любит Дагласа. Но тот утверждает, что это глупо, что он бездушная симуляция, не человек.

Но тут стоит вспомнить, что совсем недавно он утверждал, что люди в симуляции настоящие. А если вспомнить принцип матрешки, который упоминается и в фильме, то не исключено, что наш мир вложен в другие миры, и каждый из них реален, даже если существа из одного мира специально создавали других. Это утверждение, конечно, сложно для понимания, но как версия вполне может существовать.

В супермаркете
Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

Настоящий шедевр

Чем все закончилось? В этой истории будет хеппи-энд. Злого двойника Дэвида убили в этой реальности. При этом сознание Дагласа осталось в его теле там, в другом мире. И он, естественно, так там и остался. Если хорошо подумать, то нашему герою выпала редкая честь – оказаться в мире Богов. Ведь раз они нас создали, значит, для нас они и есть для нас Боги.

Кстати, происходит это в 2024 году и в том мире уровень преступности – почти нулевой. По ходу, совершать преступления все ходят в симуляцию. Хотя нельзя исключать, что и они в свою очередь просто симуляция для кого-то еще. В общем, вот такой запутанный фильм. Точнее, он абсолютно прозрачный и понятный, но смысл, который заложен в него, это настоящий шедевр.

Здесь недостаточно немного подумать и быстренько сделать выводы. Это тема, над которой размышлять можно почти бесконечно и еще не факт, что четкий ответ будет найден. Если честно, то этот фильм совсем не уступает по своему смыслу «Матрице». Еще не известно, кто более близок к истине. В заключение предлагаю видео-отзыв. И да, последние слова полицейского, который помог Джейн разделаться с ее настоящим мужем, звучат так:

«Сделайте мне одолжение. Когда вы вернетесь туда, откуда явились, оставьте нас, наконец, в покое…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.