Отечественный мистический фильм с шикарной задумкой и очень неплохой реализацией. Фильм я смотрел в год выхода, но тогда он мне совсем не понравился, показался слишком скучным. Теперь впечатления совсем совсем другие. Да, не без ляпов, но тем не менее…
Ритуал в прошлом
Небольшое предисловие. 24 мая 1839 года Иосиф Гамель сообщил, что на негатив фотоаппарата можно запечатлеть душу. Ученое сообщество подняло его на смех, но вскоре повсеместно появилась мода фотографировать умерших людей с нарисованными поверх век открытыми глазами. Якобы таким образом можно обмануть смерть.
Далее фотограф пытается сфотографировать мертвую женщину в свадебном платье, у него это плохо получается. Барин в тоске и печали. Его возлюбленная Ольга умерла, но он нашел способ ее воскресить. Почему-то он говорит, что должен прибегнуть к науке. Возможно, речь идет о магической науке?
В общем, он собирается поместить душу своей любимой в тело крепостной крестьянки. Ритуал сработал, Ольга действительно воскресла в новом теле. Только судя по всему, это была уже не совсем Ольга. Барин же, чтобы защитить душу понятно от кого и от чего, спрятал негатив посмертного фото Ольги в своем доме.
Свадьба и новая семья
Наши дни. Студентка Настя выходит замуж за своего любимого парня Ивана. Молодожены счастливы. Но тут раздается звонок, которому Иван не очень рад. Его приглашают в гости его семья. Он хочет ехать один, но Настя не может упустить момент, чтобы познакомиться с новыми родственниками.
Семья Ивана живет в большом старинном особняке. Семья это его сестра Лиза с двумя детьми, угрюмый отец и прабабка в маразме, которая никогда не выходит из своей комнаты. За семейным ужином Лиза заявляет, что скоро приедут другие родственники, и они отпразднуют свадьбу, а также дарит Насте кольцо прабабушки.
Но Ивану эта затея очень не нравится, кольцо у Насти он отбирает, и заявляет, что завтра же они уедут. Ночью у Насти начинаются какие-то странные видения. Кстати, молодожены спят отдельно, это очень важный нюанс. А утром оказывается, что Ваня уехал в город, ничего ей не сказав.
Старшая сестра и уговоры
Лиза ведет себя вполне нормально. Много рассказывает про младшего брата, про прадеда, который был фотографом и держал фотоателье. Показывает фотографии, которые остались от клиентов. Среди них много посмертных фото, на которые была большая мода в те времена.
А еще Лиза дает Насте платье, в котором выходила замуж ее прабабка, и все также мягко, но упорно настаивает на свадьбе. Типа девушка теперь часть их семьи и должна соблюдать традиции. Тут же Настя смотрит передачу, в которой говорится, что когда-то замужество для девушки было символической смертью.
Собственно, в какой-то степени так оно и есть. Когда девушка выходит замуж, она навсегда уходит из своего Рода, чтобы стать частью Рода мужа. Вернуться обратно ранее, когда не было разводов, было невозможно. Лишь в исключительных случаях возможна обратная ситуация, когда муж переходит в Род жены.
Прошлое и настоящее
Дом у семьи Ивана шикарный. Несколько этажей и стены двойные. Детишки, сын и дочь Лизы, очень любят в них лазать. Насте даже приходится вытаскивать Таню. При этом в стенах она находит странную комнату. А перепуганные дети говорят что-то типа “Она здесь”. Потом Настя падает в обморок и попадает в прошлое, где видит небольшой кусочек из жизни прабабки Ольги.
Когда же она приходит в себя, то оказывается, что уже собираются родственники, коих огромное число. Тетка рассказывает еще одно поверье. Что мужчина и женщина не встречаются просто так, что их души сводят умершие родственники, и что они подвергаются испытанию. Но если невеста чиста и непорочна, то боятся ей нечего. Хотя как-то сомнительно, чтобы Настя оказалась девственницей.
После такого Настя пытается смотаться из этого странного дома, но конечно же не получается. Зато она узнает, что Иван никуда не уезжал, что его держат в каком-то сарае. А еще она встретилась с призраком. Иван даже попытался Настя похитить. Кстати его отец отнесся к этому с пониманием. Он тоже через это проходил.
Неудачный ритуал
Ритуал повторили в очередной раз. И все вроде бы получилось, но… Увы или в этот раз к счастью, современные девушки не так чисты и невинны как хотелось бы. Потому ничего не получилось. Демоница отвергла тело юной жены. И гнев мамы, как называют ее родственники, обрушится на всю большую семью.
Как это ни странно, но Настя после ритуала оказалась жива. Еще страннее то, что демонический дух вселился в Лизу, которая уж точно не девственница. Вот Лизу действительно жалко. Она принесла себя в жертву, но пластину с негативом так и не уничтожили. Значит, неупокоенный дух все еще в нашем мире. А потом в дом приехала новая семья…
Выводы после просмотра
Собственно, фильм вроде бы похож на «Ключ от всех дверей», но на самом деле совсем не о том. Тут речь идет о неупокоенном духе, который стал таким себе родовым подселенцем. Хотя вернулась душа совсем не Ольги, а какая-нибудь демоница. Теперь ей постоянно нужно новое тело. Они бы и рады не проводить эти ритуалы, но выбора нет.
А вот зачем Иван так подставил любимую девушку не совсем понятно. Можно было привести в дом кого-нибудь, к кому он равнодушен, кем не жалко было бы пожертвовать. Да, жестоко, но что делать? Почему не сказал Насте правду? Вряд ли она бы в это поверила. Он-то хотел просто найти негатив, который до этого искали многие…
Еще один интересный момент. Кино реально сняли для пропаганды добрачных отношений. Если бы Настя оказалась девственницей, то ее тело занял бы демон. Это обязательно отложится в сознании девушек. И да, «весталка» это жрица-девственница богини Весты. Сама Веста кроме прочего богиня семейного очага. Посему не-веста, ну вы поняли…
В общем, при повторном просмотре несколько лет спустя фильм мне показался в разы лучше. Как минимум пришло четкое понимание, а что вообще происходит. Финал, конечно, притянут за уши. Получается, что неупокоенный дух, ну или демон, привязан к дому, а не к семье. А это немного нелогично. Но это уже детали.