Небольшая предыстория. Сериал уже давно мелькал на глазах, но смотреть его вообще не собиралась. Группу знаю, как давняя поклонница русского рока, самые главные песни, конечно же, слышала, некоторые даже очень неплохие, о смерти Горшенева старшего тоже знала. Но как-то мне всегда по душе был больше младший брат с его мелодичными готическими песнями, нежели кровавые сказки.
Но на этот момент я искала очень специфическую информацию, и ютуб внезапно выдал мне интервью Алексея Горшенева о сериале. Как это связано с моим запросом, я поняла гораздо позже. Но пока у меня просто не осталось вариантов, пришлось в спешном порядке качать сериал, а по ходу изучать биографию, смотреть концерты и интервью. Благо, информации в сети предостаточно и она, что называется, из первых рук без особых домыслов.
Да, это не будет обзор в прямом смысле, скорее неконтролируемый поток мыслей, потому как сериал и судьба Михаила вызвала во мне столь бурный отклик, что мысли били фонтаном и даже фейерверком откровений. Более того, сериал только поджог этот фейерверк. Потому я намеренно не стала ничего исправлять, чтобы был виден, так сказать, прогресс происходящего.
ЗЫ: Все написанное далее является личным мнением автора и не претендует на истину. И на самом деле здесь только часть или скорее начало моей собственной истории. Для меня это очень символично, потому что месяц в компании “шутов” позволил мне подвести итоги многих лет и задать цель на будущее.
Большое предисловие
Надо сказать, что музыкой я интересуюсь достаточно ограничено, а скорее вообще никак. Нет, у меня есть какие-то любимые песни, но это просто песни, которые я изредка слушаю по настроению. Потому привлечь мое внимание в этом направлении практически невозможно. И на самом деле это второй раз в жизни, когда я настолько плотно практически с головой погрузилась во все, что связано с музыкой.
До этого много лет назад был только Фредди Меркьюри и Квины. И это может прозвучать странно, но для меня эти два совершенно разных человека с совершенно разными историями стоят практически на одном уровне восприятия. С той лишь разницей, что инфа о Меркьюри переврана и перекручена сотню раз, а про Горшенева можно все найти в свободном доступе. Самое забавное, что в одном из эпизодов сериала Горшка сравнивают именно с Меркьюри.
Смешно, но за неделю я стала если не фанаткой, то поклонницей песен группы «Король и шут». Причем сначала я смотрела интервью и концерты с совершенно непонятными песнями, а уже затем перешла на альбомы. Но прежде я стала совсем иначе воспринимать Михаила Горшенева.
Я стала его реально уважать, ибо очень неглупый мужик, рассуждает здраво, и если бы не вещества, все могло быть иначе. Хотя где-то мне казалось, что когда Горшок начинал откровенничать, фанаты и журналисты были в шоке. Никто не ожидал от него такого и многие банально к этому не готовы. А еще по большей мере он просто стебался. Так что, это далеко не банальный наркоман, который корчил рожи на сцене, все там было сложнее.
Миха действительно был душой и лицом команды, а Князь почему-то оказался на втором плане. Хотя в ранних интервью их единство очень хорошо видно, они всегда говорят «мы», а не «я». Что случилось потом, трудно сказать (забегая вперед скажу, что я, возможно, нашла причину), но кажется единственное место, где у них никогда не было конфликта, это сцена. На сцене они всегда были едины.
И да, справедливости ради стоит отметить, что за неделю я посмотрела немало концертов и надо сказать, что Горшок на сцене пел практически в любом состоянии. При этом даже падая и спотыкаясь он смотрелся органично. Пару раз Князь тоже был в неадеквате, и это было либо тело робкого пингвина, либо зайчик-энерджайзер.
Горшенев был умным и талантливым самоучкой, но самобытным, правда, не всегда умел формулировать свои мысли. Все-таки он композитор-мелодист, а не поэт-писатель. Вообще, конечно, это человек с глубокой душой. С виду напрочь лишенный комплексов и уверенный в себе на людях, но, скорее всего, за дерзостью скрывалась та самая неуверенность гения. Такой себе ангел в обличии демона.
Князь по амбициям и таланту не уступал, но оставался на втором плане, а хотел быть на первом. Видимо, отсюда и весь конфликт. Ну и плюс поступки под зависимостью бесят окружающих. Даже самых близких. Вы пробовали жить с алкоголиком или тем более наркоманом? Тем не менее Князь даже не думая, оттаскивает Горшка от взрывающегося фейерверка и это реальный факт. В сериале их странная дружба лучше всего показана именно в фэнтезийной части, в реале все-таки больше была конкуренция.
Интересные моменты
Сюжет сериала описывать смысла нет, отмечу только отдельные моменты. Концерт в клубе Секстон (такой был в реале, но без драки в зале). Мне показалось, что он был вставлен специально. Да, смотрится, конечно, смешно, типа песни КиШа объединили байкеров и бандюков. Но именно этот эпизод показывает, что поклонниками были не только подростки, но и вполне взрослые люди.
Сцена на крыше безумно понравилась. Она действительно очень символичная и является таким себе связующим звеном. Она, во-первых, дала понимание о внутренних демонах. Во-вторых, гармонично объединила некоторые моменты из прошлого, в-третьих показала, что держал Горшка не Князь как таковой, а скорее музыка и новые песни.
Сцена на концерте в Екатеринбурге про администратора Настю любительницу попсы, которая вдруг начала скакать вместе с другими фанатами. И да, конечно же, после разговора с администратором гостиницы в голове у Насти сложился образ диких панков, а на деле оказалось, что это обычные и веселые парни, на вид даже очень приличные и не делают ничего, чего нельзя было бы отремонтировать или оплатить.
Момент с той же Настей на концерте. Тут дело не в том, что она прям вот сразу полюбила панк-рок, на лицо всего лишь влияние стихийного эгрегора, который формируется в любой толпе. Противиться такому очень и очень сложно. Эмоции толпы захватывают против воли. Вот почему я никогда не была поклонницей КиШ, как раз из-за агрессивной музыки, которая, увы, пробуждала и пробуждает не самые лучшие эмоции. В зале добрая часть пьяные или обкуренные. Что в общем-то, нормальное явление для фанатов рок-музыки некоторых направлений.
Тут нужно сказать, что сам Горшок и Князь вкладывали в свою музыку несколько другие идеи. Чтобы это понять, нужно смотреть интервью, а не просто слушать музыку. Да и анархия в понимании Миши это не беспредел, это свобода, которая не мешает свободе других, а еще это абсолютная ответственность за себя. Но увы мы живем в век примитивных сознаний и утраченной духовности, так что воспринимаются идеи “Шутов” совсем иначе.
Немного о зависимости
Зависимость показана очень хорошо. Наркоман, который боится уколов это как алкоголик, который тяжело переживает похмелье, потому продолжает пить, чтобы снять неприятные ощущения. В какой-то момент уже не удовольствие, а необходимость.
Единственное, что сильно оттолкнуло в сериале, это Анфиса. От всех сцен с ее участием несет откровенной пошлятиной. Хотя, возможно, это сделано специально. Эта девица не должна вызывать у зрителя ни малейшего сочувствия или симпатии. Вероятно, она отождествляется с самой зависимостью.
Забегая вперед скажу, что в книге Балунова она действительно описана как сексапильная. Однако сексапильность для мужчин это уровень инстинктов, с виду такая женщина может быть совершенно целомудренной. А то, что показали в кино, ну реально вокзальная проститутка. Хотя судя по всему, этим двоим и вправду нельзя было находиться вместе. Вместо того чтобы как-то расти и развиваться, они занимались саморазрушением.
А еще вряд ли ей давали столько вольности в творчестве и администрировании группы. Максимум, что от нее требовалось – это восхищение талантом и шептание на ухо, но не более того. Таки женщина для мужчины всегда должна быть музой. А вот Дарья Мельникова мне понравилась. Сыграла отлично, да и внешне похожа.
Очень понравилась серия про санитара в наркологическом отделении. Тут сработал совсем иной механизм. Мужчина средних лет, который когда-то переступил через свою мечту и послушался отца, а в первый же день работы какой-то нарик травмировал ему руку.
Как тут не обозлиться на наркоманов и весь мир заодно? Но песни «Шутов» дали ему то самое ощущение свободы, которое вкладывали в песни Князь и Горшок. Хотя конечно, отношение санитаров к наркам тоже заслуживает внимания. Это в элитных клиниках с пациентами носятся, в обычный нарков за людей не считают, как бы гениальны они не были.
Переписанная история
Финальная серия. Вот тут не знаю, насколько Горшок нуждался в Князе, но на самом деле Миха и вправду был одинок. Потому что на самом деле каждый человек одинок, а особенно человек умный и духовный, каким и был на самом деле Горшок. А вот обиженным ребенком он точно не был, просто не мог никому рассказать, что у него на душе.
В последней серии очень показательная сцена на концерте. Это чистый символизм, Горшок практически умирал, а окружающие этого не замечали. Да, надо было лечиться, но разве он мог с такой ответственностью за других думать о себе? Тем более к смерти он готовился еще с юности и никогда ее не боялся.
Но тут мне очень понравилось, что в другом фэнтезийном мире Князь и Горшок сделали шаг друг к другу, там они остались вместе друг с другом и со своими любимыми. Сознательно или нет, но создатели повторили то, что сделал Тарантино в “Однажды в Голливуде”. Да, в этом мире уже ничего не изменить, но где-то на другом уровне они переписали историю.
Выводы после просмотра
Что по итогу. После правильной подготовки я не воспринимала сериал как документалку, тем более что ее сняли отдельно. Потому моменту начала просмотра серила уже имела вполне сформированное мнение относительно героев. И даже при этом мне понравилось гораздо больше, чем я могла даже надеяться. При этом я уверена, что это кино не о группе «Король и Шут» и ее творчестве.
Это кино даже не о двух лидерах, которые действительно были одним целым, друг друга дополняя в противоположностях. А еще это идеальный тандем по знакам зодиака. Горшок огонь, Князь воздух. То есть, огонь подпитывается воздухом. Блин, это и вправду была судьба.
Кстати, по словам жены Андрея, Миха был его холстом. То есть, Князь будучи художником, творил через Горшка. и на самом деле многие песни были написаны с Горшка и для Горшка. Вполне возможно, что обязательным штрихом для этого должна был быть неиссякаемая энергия, какая-то агрессия и даже, возможно, не всегда адекватность.
Это кино о Михаиле Горшеневе и это очень хорошее кино. Да, оно сделано на контрастах, в том числе в сравнении с лучшим другом, который временами превращался просто в соперника. И в том числе на контрастах самого Михаила. С наркотиками, кстати, ничуть не переборщили, показано все очень в меру и самые пиковые точки, так сказать. Думаю, в реале было гораздо хуже. А если где и приукрасили, то скорее для зрителей, дабы оттолкнуть некоторых от неправильных поступков.
Но со своей стороны очень хорошо понимаю Миху, борьба с зависимостью дело очень непростое, особенно, если бороться как-то не очень хочется. В этом плане очень показательный эпизод с кодировкой. Отказываться от зависимости ради других людей, пусть ради самых близких? Нет, не получится. Это чистое принуждение, а должна быть добрая воля. Да, это эгоизм, но единственное ради кого можно бросить пить или колоться, это только ради себя. Увы, ради себя не всегда хочется.
Была ли осознанная программа на раннюю смерть? Вполне. Но вероятней, это была программа выбора души, скажем так. Коль пошел по столь агрессивному пути, то пройти его должен полностью, и финал должен быть соответствующий. Однако за почти сорок лет даже будучи наркоманом и алкоголиком, Михаил Юрьевич Горшенев сделал куда больше, чем любой рядовой человек. А для души это вообще бесценный опыт.
Кстати, как оказалось позже, эпизоды про зависимость и отношения с Анфисой в сериале практически один в один взяты из книги «Грешники». А в книге все подано в виде рассказов Князя и Горшка. Миха даже судился с автором. И мне кажется, что дело тут не в том, что это не правда, а в том это вынос грязного белья. Тем более без согласия. А народу что? Чем больше грязи, тем приятнее. Разбираться полезут единицы….
Кажется, только в книге Александра Балунова «Между Купчино и Ржевкой» была описана феноменальная способность Горшка в плане написания музыки. Очень рекомендую почитать. Вообще человек-то глубокий, другое дело, что в свой мир он не пускал никого, ему нравилось быть в себе. Большинство интервью с шуточками да и сам образ это стенка, которой он отгораживался от мира. Так удобнее, чтобы никто не лез в душу, которой не поймет.
Впечатления от сериала
В общем, от сериала я получила истинное удовольствие и в первую очередь от персонажей, конечно же, от музыки и фантастической реализации песен. Да, в общем-то много от чего. Особенно, понравился переход чародея из фантастического мира в мир реальный. Гениальный ход! Шут на самом деле никакое не альтер Эго Горшка, а сущность из иного мира. Точнее Колдун, которому Миха спутал все планы и это была такая себе месть с его стороны.
Сущность Колдуна всю жизнь находилась рядом и подбивала Михаила на плохие поступки, но перед смертью он его одолел. Тут вообще сделали шикарно. Да, большую часть жизни Миха подчинялся, а под конец оказалось, что так долго на этом свете его держала любовь и дружба, и Князь был в числе самых любимых. Кстати, у Михи есть интервью, где он говорит, что уверен в том, что человека ждет то, о чем он думал в последние 10 минут перед смертью. Похоже, именно это и обыграно в сериале.
Так что по итогу получилась офигительная сказка с элементами реальных событий, грустным и в то же время счастливым концом. И очень хочется, чтобы зрители не просто посмотрели сериал, а попытались понять истинную суть Горшка и его идей. Увы, основная масса видит примитив – прикольные песенки, наркоман, алкоголик, да и вообще беззубый дурачок, что скакал на сцене. А ведь он был совсем не таким. И на самом деле жизнь удалась. Она была яркой и насыщенной, пусть даже частично это была сильнейшая душевная и физическая боль. Зато были друзья, кураж, любовь, много чего, на самом деле…
цоЙ