Тринадцатый этаж: Вопрос реальности. Вы можете пойти туда, даже если она не существует

Давно не новый, но очень актуальный фильм. Смотрела я его неоднократно, он мне очень нравится, ибо имеет не только симпатичный сюжет, но и серьезный смысл. Уже позже я узнала, что это частичная экранизация романа «Симулякрон-3» Дэниэла Фрэнсиса Галуйе. Кстати, начинается фильм с хорошо известного афоризма, сказанного Декартом:

«Я мыслю, значит, я существую».

Так вот, мне показалось, что взят он совсем неспроста. Более того картина доказывает, что это совершенно неправильное мнение. И если ты думаешь, ешь, спишь, чувствуешь, то еще совсем не означает, что жизнь твоя такая, какой ты ее себе представляешь. В общем, подумать тут есть о чем. Для начала коротко расскажу сюжет.

Фильм "Тринадцатый этаж"
Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

Общее описание сюжета

Примерно в 30-е годы прошлого века уже немолодой мужчина пишет письмо, а потом оставляет его в баре ночного клуба и строго приказывает бармену передать послание некоему Дагласу Холлу и только ему. Однако бармен игнорирует это предупреждение и читает записку. Сам мужчина едет домой и преспокойно ложиться спать.

А потом происходит нечто и он приходит в себя какой-то супер современной лаборатории. Уже здесь в своем мире он идет в бар и звонит тому самому Дагласу. Он говорит, что нашел что-то невероятное, что все меняет. А потом он открывает двери и словно встречается с кем-то знакомым, после чего его быстренько убивают.

Фильм "Тринадцатый этаж"
Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

На следующее утро Дагласа Холла вызывают в полицию, где показывают тело того самого мужчины. Этот человек ему знаком, Хэннон Фуллер — его начальник и друг. Вместе они занимались разработкой уникальной компьютерной программы. Они создали эдакую виртуальную реальность, в которую загружается сознание, и человек может жить там как наяву.

Тут Даглас внезапно узнает, что Фуллера есть дочь, причем очень красивая. Все это время она жила в Париже, но нашему герою отчего-то кажется, что он ее где-то видел. Однако обстоятельства смерти ее отца указывают на то, что именно Холл виновен в его смерти. Чтобы разобраться в этом деле и снять с себя вину, ему приходится лично отправиться в симулятор и найти там подсказки.

Фильм "Тринадцатый этаж"
Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

Виртуальная реальность и ее персонажи

Сразу же о реальности. Это не игра, это нечто большее. Кстати, лаборатория находится на 13-м этаже, отсюда и название. Так вот, ей не нужен геймер, все ее персонажи — самообучающиеся киборги, имеющие свое собственное сознание, которые способны думать, развиваться, работать и развлекаться. Проще говоря, они созданы по образу и подобию и способны жить сами по себе. Сам симулятор воплощает Лос-Анджелес 1937 года.

Некоторые персонажи по внешнему виду являются полными копиями своих создателей. Когда человек подключается к системе, его сознание переносится в своего двойника, а сознание того временно хранится в теле подключенного. Когда полицейский узнал об этом, он сразу же задал вопрос: а не мог двойник с новым сознанием убить своего носителя? Догадка, но в чем-то он был абсолютно прав.

Фильм "Тринадцатый этаж"
Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

Главный подозреваемый

Дочь Фуллера очень странная какая-то. Она расстроена смертью отца, но намерена чуть ли не завтра закрыть проект, над которым отец и его помощники работали последние шесть лет. Причем по ее словам так хотел сам Фуллер. И тут оказывается, что отец изменил завещание, и о дочери там нет ни слова. Зато права собственности на компанию переходят к его помощнику – Дагласу Холлу.

Естественно, он становится первым подозреваемым. Собственно, между Дагом и Джейн устанавливается какая-то незримая связь. Они словно давно влюблены и знали друг друга всю жизнь. Что ж, позже этот феномен легко объясняется, но придется досмотреть до конца. Но Джейн настоятельно советует не подключаться к системе и напрочь отказывается говорить о своей жизни.

Фильм "Тринадцатый этаж"
Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

Приключения в симуляторе

А пока, Даглас вдруг обнаруживает, что в его памяти появились какие-то провалы. Например, вчера они  прилетел на самолете, вернулся домой и проснулся только на следующий день. На автоответчике есть звонок от босса, в корзине для белья – рубашка в крови, но наш герой совершенно ничего не помнит.

Собственно, ввиду этих странностей Даг начинает подозревать, что он и вправду убил своего друга. Ответы может дать система, но оказывается, что она еще не доработана до конца, а пребывание в симуляторе может быть опасно для жизни. В общем, Даглас отправляется в тело своего двойника. Это, пожалуй, самые забавные моменты в фильме.

Человек вдруг мгновенно меняется и начинает делать то, что ему совсем не свойственно. И это вполне естественно, сознание-то другое. Более того, двойники очень сильно отличаются от своих прототипов. Например, бармен имеет внешность второго помощника, но характер у него наглый и коварный. Он еще сыграет свою роль во всей этой игре. И да, письмо Фуллера, которое бы все объяснило, он так и не отдал.

Фильм "Тринадцатый этаж"
Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

Их мир выдумка, но они – настоящие…

Так что же написал Фуллер в своем послании? Он сообщил, что мир имеет границы, что он не настоящий (хотя это касалось совсем другого мира). Бармен проверил и оказалось, что предположение — чистая правда. В конце дороги была пустота. Но это еще не все.

Даглас понял, что люди в симуляции не герои, не персонажи, не киберорганизмы, они настоящие. Они не только механически выполняют какие-то действия и думают, они чувствуют и ощущают все так же, как настоящие люди. Они и есть настоящие люди, а их создатели собираются вмешиваться в их жизнь.

Вот на этом этапе я задумалась, а что если и наш мир это некая глобальная симуляция? Собственно, в какой-то мере оно так и есть. Наш мир тоже создан Творцом, и вряд ли он способен контролировать каждого, но иногда таки вмешивается. Это конечно, очень примитивное мнение, уверена, на самом деле все несколько иначе и сложнее. Но смысл примерно тот же. Но и это еще не конец.

Фильм "Тринадцатый этаж"
Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

Признание Джейн

Наш герой решил найти Джейн. Но оказалось, что Джейн вовсе не Джейн, а молодая девица по имени Наташа Молинаро. Она работает кассиром в магазине и, по словам подруги, очень странно себя ведет. Может сорваться в любое время и куда-то уйти, ничего не сказав.

Наташа — простая девушка и повадки у нее такие же, ей очень далеко до утонченной и трепетной Джейн. И тут Даг понимает: что-то не так, во всем этом скрывается какой-то обман. Он едет по дороге и в самом ее конце понимает, что находится в такой же компьютерной симуляции, аналогичной той, что создали они с Фуллером.

Джейн признается, что таких симуляций существует бесчисленное множество. Но только в этом мире  персонажи умудрились создать собственную симуляцию. Ну что ж иногда творения если не превосходят, то хотя бы становятся равными своему Творцу.

Фильм "Тринадцатый этаж"
Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

Принцип «матрешки»

Так кто же убил Фуллера? А сделал это Дэвид — пользователь Дагласа, а по совместительству муж Джейн. Когда-то он был добрым и хорошим человеком, но вседозволенность и безнаказанность в симуляторах сделал из него монстра. Когда сам Даг отключался, включался он и убивал. И тут Джейн признается, что любит Дагласа. Но тот утверждает, что это глупо, что он бездушная симуляция, не человек.

Но тут стоит вспомнить, что совсем недавно он утверждал, что люди в симуляции настоящие. А если вспомнить принцип матрешки, который упоминается и в фильме, то не исключено, что наш мир вложен в другие миры, и каждый из них реален, даже если существа из одного мира специально создавали других. Это утверждение, конечно, сложно для понимания, но как версия вполне может существовать.

Фильм "Тринадцатый этаж"
Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

Настоящий шедевр

Чем все закончилось? В этой истории будет хеппи-энд. Злого двойника Дэвида убили в этой реальности. При этом сознание Дагласа осталось в его теле там, в другом мире. И он, естественно, так там и остался. Если хорошо подумать, то нашему герою выпала редкая честь – оказаться в мире Богов. Ведь раз они нас создали, значит, для нас они и есть для нас Боги.

Кстати, происходит это в 2024 году и в том мире уровень преступности – почти нулевой. По ходу, совершать преступления все ходят в симуляцию. Хотя нельзя исключать, что и они в свою очередь просто симуляция для кого-то еще. В общем, вот такой запутанный фильм. Точнее, он абсолютно прозрачный и понятный, но смысл, который заложен в него, это настоящий шедевр.

Здесь недостаточно немного подумать и быстренько сделать выводы. Это тема, над которой размышлять можно почти бесконечно и еще не факт, что четкий ответ будет найден. Если честно, то этот фильм совсем не уступает по своему смыслу «Матрице». Еще не известно, кто более близок к истине. В заключение предлагаю видео-отзыв. И да, последние слова полицейского, который помог Джейн разделаться с ее настоящим мужем, звучат так:

«Сделайте мне одолжение. Когда вы вернетесь туда, откуда явились, оставьте нас, наконец, в покое…»

Рубрика: По книгам, Про параллельные миры, Про технику. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *