Черное зеркало. Брандашмыг: у жизни много вариантов

Этот полнометражный фильм, являющийся отдельной частью одноименного сериала, вышел еще в прошлом году, но у меня не было ни времени, ни желания его смотреть. Но надо же так случиться, что скачала я его в чреде десятка других фильмов почти неосознанно. И смотреть начала уже после того, как в моей голове сформировалась моя собственная теория.

Теория может не новая, она хорошо описана в книге Р. Баха «Единственная», но осмысленная мною впервые. И заключается она в том, что мир является многовариантным, что все варианты прописаны заранее, что каждый наш выбор правильный. Потому по сути нет никакого выбора и не исключено, что нам приходится проживать все варианты, ну или многие из них. в этом плане мир и вправду напоминает компьютерную игру. В фильме идея немного другая, но очень похожа на мою.

Кадр из фильма "Черное зеркало. Брандашмыг"
Кадр из фильма «Черное зеркало. Брандашмыг»

Первая реальность и возвращение к началу

Стефан Батлер и его отец живут вдвоем уже много лет. Утром за завтраком парень делится новой игрой, которую разработал на основе книги «Брандашмыг» некоего Джерома Ф. Дэвиса. Суть ее заключается в том, что читатель сам может выбирать судьбу героев на свое усмотрение. Отец не особо одобряет эту игру, считая ее детским развлечением.

Чуть позже парень приезжает в офис компании, которая занимается разработкой виртуальных игр. Здесь он и представляет свою разработку. Его берут на работу и дальнейшей разработкой предлагают заниматься в офисе. Спустя 5 месяцев игра Стефана выходит в прокат, но получает разгромные рецензии. Тогда парень решает начать все сначала и возвращается в тот самый день 9 июля 1984 года. Но в этот раз он отказывается от работы в офисе и пишет игру в одиночку.

Никто из персонажей не помнит, что такое уже было, герои произносят реплики, которые в прошлый раз говорил кто-то другой, но тем не менее, главное произнесено вслух. Хотя Стефан вдруг отмечает то, что знать вроде как не должен. На это мало кто обращает внимание, разве что его еще один разработчик игр — Колин Ритман.

Кадр из фильма "Черное зеркало. Брандашмыг"
Кадр из фильма «Черное зеркало. Брандашмыг»

Походы к психологу и еще одна реальность

Стефан по доброй европейской традиции ходит к психологу. Он не совсем уверенный в себе и очень замкнутый молодой человек. Да еще много лет назад погибла его мать и он до сих пор винит себя в этом. Из-за него мать задержалась и села на другой поезд, случилась катастрофа и ее не стало.

Вообще, дурацкая это мода на психологов. Получается, человек не может сам разобраться в себе, ему нужен кто-то кто выслушает и направит, кто объяснит все его действия и чувства, поступки и страхи. По сути, человеку больше ре нужно работать над собой самостоятельно, за него это делает кто-то другой. А отсутствие хоть минимальной духовной работы ведет к деградации.

Кадр из фильма "Черное зеркало. Брандашмыг"
Кадр из фильма «Черное зеркало. Брандашмыг»

Папа вместо того чтобы поговорить с сыном, везет его к психологу. Удивительно, парень разрабатывает компьютерную игру, его поджимают сроки, что-то не получается. Естественно, он нервничает и не очень хорошо себя чувствует. А доктор считает, что у него расстройство психики, и если не «пресечь это на корню», могут начаться галлюцинации.

Потому прописывает ему таблетки, и отпускает на все четыре стороны. Во второй раз игра получила чуть высшую оценку, однако по словам тестора ему показалось, что на каком-то этапе автор сдулся и пошел на автопилоте. Ну конечно, он же таблетки начал глотать, какое уж тут творчество…

Кадр из фильма "Черное зеркало. Брандашмыг"
Кадр из фильма «Черное зеркало. Брандашмыг»

Таблетки и фантазии несовместимы

Третья попытка была аналогичной, но продолжилась с того момента, как доктор прописала Стефану таблетки. В этот раз он отказался от них и продолжил свою авторскую работу. Теперь  у него получилось гораздо лучше, но он чуток не успевает по времени. И тогда Колин Ритмон дает ему кассету с записью об авторе книги «Брандашмыг» надеясь, что она вдохновит парня.

Из нее Стефан узнает, что Дэвис был одержим идеей многовариантности мира. По его версии каждое наше решение ведет к появлению новой ветки реальности, при этом все мы живем одновременно во всех. Более того, из-за его бредовых мыслей собственная жена кормила писателя психотропными веществами, отчего он начал видеть в ней демона, а потом убил.

Что тут сказать, сама виновата, нечего было писателя с невероятным воображением пичкать таблетками, которые эти фантазии только усугубили. В общем-то, вместо вдохновения Стефан получает нервный срыв.

Кадр из фильма "Черное зеркало. Брандашмыг"
Кадр из фильма «Черное зеркало. Брандашмыг»

При чем тут Нетфликс?

Уж не знаю, сколько вариантов своей жизни прожил герой, думаю немало. На это видимо указывает повторяющиеся кадры на экране телевизора. Но как только Стефан понял то, о чем говорил Дэвис, он каким-то образом умудрился попасть в прошлое и достать/положить (не совсем поняла) того злополучного кроила из-под кровати. Причем маленький Стефан из той реальности при этом спокойно спал. По сути, герой должен был помочь самому себе и матери. Это напомнило мне книги А. Медведева.

Уже на следующий день, Стефан снова вышел из себя и обращаясь не понятно к кому, кричал и спрашивал кто им управляет. И тут на экране компьютера начали появляться предложения, словно в ответ на его мысли. Причем ему писал некто из будущего, а конкретнее из компании Нетфликс (которая и является создателем сериала). Чтобы разобраться с этим папа снова отправляет сына к психологу.

Кадр из фильма "Черное зеркало. Брандашмыг"
Кадр из фильма «Черное зеркало. Брандашмыг»

А может и вправду игра?

В очередной раз Стефан не идет к психологу ибо видит на улице Колина, а тот сообщает, что парень попал в нору и он может ему помочь. После прием наркотика, видимо для расширения сознания, Колин начинает свой монолог. Пересказывать я его не буду, там есть много интересного.

Больше всего мне понравилось возможность влиять на прошлое из будущего через свои воспоминания. Зеркала это двери во времени, а сам человек выбор не делает. За него это делает его дух, который вообще существует где-то отдельно и видит все и вся со стороны. Ну как тут не вспомнить, что наш мозг это просто приемник, а мысли в голову именно приходят непонятно откуда.

Кстати, немного подумав, я решила, что менять прошлое не хочу, во всяком случае, сейчас. А вот про дух это интересно, надо хорошо подумать. Может и вправду есть игрок, который выбирает пути прохождения жизни? В этом случае от нас вообще ничего не зависит. Разве что нужно хотеть делать не «правильный» выбор, ведь по определению все являются правильными, а «лучший» из всех. Кстати в этот раз Стефан погиб, спрыгнув с балкона Колина.

Кадр из фильма "Черное зеркало. Брандашмыг"
Кадр из фильма «Черное зеркало. Брандашмыг»

Это еще далеко не конец…

В общем, Стефан создал свою идеальную игру, правда, в процессе убил отца. Причем не один раз. Судя по тому что я поняла, именно отец в ночь перед гибелью мамы Стефана убрал кролика, которого мальчик искал, из-за чего его мама опоздала на поезд. Видимо, он все это время винил в ее смерти не себя, а отца. И вот уже финальные титры, но это еще не все.

Спустя годы дочь Ритмана пошла по пути отца и решила адаптировать игру под современные устройства… А потом сюжет снова возвращается в прошлое Стефана. Он вернул кролика на место, и поехал вместе с мамой. Но они все равно опоздали на нужный рейс, потому погибли оба. А Стефан в этой же реальности умер прямо в кресле психолога.

Кадр из фильма "Черное зеркало. Брандашмыг"
Кадр из фильма «Черное зеркало. Брандашмыг»

Смотреть и думать обязательно

Пока смотрела, несколько раз возникали вот такие совершенно нелогичные моменты. То Стефан оказался на съемочной площадке и все это просто постановка. То за ним всю жизнь наблюдал собственный отец. То еще какой-то бред. Зачем все это, я не понимала…

Пока не узнала, что сам фильм создан так, что типа зрители сами выбирают, какой конец им нравится больше. Какая-то изюминка в этом есть, что тебе больше нравится, то и оставляй. Это напомнило мне книгу «Иллюзии», эпизод, когда Ричард и Дональд были в кинотеатре.

Хотя смысла в этом я не вижу. Ну, выберу я определенную концовку, что с того? Исходя из основного посыла (если я его, конечно, поняла правильно), это вообще не имеет значения. Все равно придется пройти если не все варианты, то хотя бы часть из них. На этом свой отзыв я завершаю, смотрите кино, размышляйте над ним и делайте свои собственные выводы. А в заключение еще один видео-отзыв.

Рубрика: Про будущее, Про технику. Метки: , . Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *