Потрясающий фильм, который начинается как психологический триллер, середина представляет собой детектив, а заканчивается как крутейшая мистика. Если в нем и есть какие-то загадки, то все они раскрываются под конец. Поэтому отзыв будет короче, чем я предполагала. Это нужно просто смотреть.
Кара Хардинг и ее пациент
Главная героиня Керолайн Хардинг – психиатр с большим опытом. Играет ее Джулианна Мур («Седьмой сын»). Нередко к ней обращаются органы правопорядка, чтобы изобличать преступников, прикидывающихся умалишенными. Всегда лучше сказать, что это были голоса в моей голове, чем взять на себя ответственность за свои сознательные действия.
У Кары есть маленькая дочь Сэмми, брат Стивен – шутник музыкант, который частенько сидит с племянницей, и отец, тоже психиатр. Именно он подсунул ей пациента с раздвоением личности. Так героиня познакомилась с Дэвидом Бернбургом. На вид это обычный парень в инвалидной коляске. Вполне адекватный, сосредоточенный, ответственный.
Кара уж было решила, что отец сыграл с ней в злую шутку. Но после телефонного звонка с Дэвидом произошло нечто, что заставило героиню изменить свое мнение. Как такое может быть. У человека осталось то же лицо, но он полностью изменился. Изменилась манера поведения, речь и даже физическое состояние – Адам прекрасно ходил на своих ногах.
Неожиданное разоблачение Адама
Увы, Кара и ее отец относились к Дэвиду-Адаму как к обычному пациенту с психическим расстройством. Кстати, его прекрасно сыграл Джонатан Рис-Майерс («Черная бабочка»). При этом Кара уверена, что Адам чуть ли не симулирует раздвоение или во всяком случае хорошо понимает, что происходит. Потому женщина готова докопаться до правды.
Она нашла школьные фотографии Дэвида и поняла, это был совершенно другой парень. Тогда она отправилась к его матери и узнала чудовищную историю. много лет назад Дэвид был подающим надежды футболистом, но из-за неудачного падения до конца жизни оказался в инвалидной коляске. Какое-то время он крепился и верил в чудо, а потом обратился к науке и разочаровался. В итоге его нашли в лесу убитым.
В своем расследовании Кара действует исключительно логически, всему ищет рациональное объяснение. По другому она просто не может, ведь доктор Хардинг в первую очередь ученый. Чтобы вывести Адама на чистую воду, она устраивает ему встречу с матерью Дэвида (Фрэнсис Конрой «Джокер»). Но результат превосходит любые ожидания. Дэвид действительно оказывается тем самым убитым много лет назад парнем.
Гибкость сознание и постоянное развитие
Кстати, отец героини совершенно прав относительно того, что дочь перестала задавать вопросы. Конечно, он говорит о профессиональной деятельности, но это в той же мере может касаться всех областей. Речь идет о гибкости сознания. Нельзя найти себе какую-то константу и всегда придерживаться одного мнения, действовать по оной схеме.
Как минимум это может не сработать или сработать не верно. Как максимум лишает возможности узнать правду и развиваться. Это не значит, что можно легко отступать от своих убеждений или менять мнение под воздействием чего угодно. Фишка в том, что нельзя иметь категоричной привязки к чему-либо и при наличии доказательств или внутреннего чутья можно и нужно принимать другие взгляды.
Знакомство с Повитухой и ее методами
Фильм «Убежище» условно можно разделить на две части. В первой половине доктор Керолайн действует логично и ищет реальные доказательства своей правоты. Во второй она сталкивается с тем, что объяснить логически не может. И знакомство с Повитухой было лишь первой ласточкой. То, что случилось позже, напрочь разрушило привычное мировоззрение Кары.
Кстати, Повитуха хоть и слепая, но видит и знает больше многих зрячих. Она точно знает, что Кара ей не поверит, потому «разрешает» подсмотреть за своими действиями. Не могу сказать, что доктор Хардинг моментально поверила во все сверхестественное, но логика ее сильно пошатнулась. После этого ей было гораздо легче принять все остальное.
Старуха что-то типа хилера, она делает операции без инструментов, руками проникая в плоть. Но это не защищает человека от болевых ощущений. Например, что делает слепая Повитуха, чтобы человек не чувствовал боли при операции без анестезии? На время операции она словно бы вытаскивает душу человека, а потом возвращает ее назад.
Погибнут все, кто не верит…
Как преподобный Кристиан Мур выбирал жертв? Собственно, в расход шли все, кто не верил в Бога. И не важно по какой причине. Любая из личностей осторожно и ненавязчиво интересуется у людей, верят они или нет. Чарли, отец Кары и даже ее дочь все они утратили веру. Тогда как сама Кара хотя и является ученым скептиком, но по ее словам – ходит под Богом.
То есть, в отличие от отца и дочери она не перестала верить даже после гибели своего мужа, что собственно, и стало причиной утраты веры для ее родных. Но даже Повитуха, которой известно все, не может помочь Сэмми, ведь та сделала свой выбор. Чего отнять у нас не могут, так это право свободного выбора. Увы, зачастую мы делаем совершенно неверный выбор, за что и страдаем. И это относится не только к вере.
Так что же там с Кристианом Муром. Он был проповедником и типа лекарем, который лечил словом Божьим. Но во время эпидемии гриппа в 1918 году, он усомнился в своей вере, хотя людям продолжал лгать. Он сделал своим дочерям прививки от гриппа, но те все равно умерли. Думаю, старуху разозлило как раз то, что он проповедовал, а не то, что сделал дочерям прививки. Потому-то она наказала его соответственно своей собственной веры: практически прокляла, дав бессмертие и способность собирать души тех, кто не верит в Бога.
Очень качественное кино
Собственно, это уже не был человек Кристиан Мур, это был сосуд с определенной программой. Хотя бессмертным он не был, Кара же убила его и души разлетелись. Но вот незадача, в тело ее дочери попала немного не та душа. Сэмми исчезла навсегда, а ее место не по своей, конечно, воле занял Дэвид. Тут уж как говорится, кто первый встал, того и тапки.
В общем, фильм классный, очень напряженный и непредсказуемый. В первый раз смотрится вообще потрясающе. И он действительно качественный по реализации и совершенно целостный по своей идее. Сегодня такое сочетание – большая редкость. Хотя как по мне, в кино проскальзывает откровенная пропаганда религии.