Посмотрев фильм «Няня» и ничего в нем не поняв, я решила немедленно прочитать оригинальную новеллу, по которой он и снят. Может быть там я найду ответы на вопросы, которые остались после просмотра кино? Хотя особо я не рассчитывала, ибо судя по отзывам книга эта еще та загадка.
Что ж начнем. Сразу же первое впечатление. Обожаю длинные витиеватые фразы. Они добавляют произведениям какое-то особое очарование. Сейчас так не пишут. Хотя, именно из-за этого витиеватого языка читать было довольно трудно.
Развлечения 19-го века
Итак, в конце девятнадцатого века вечеринки были не те что сейчас. Молодые и не очень люди развлекались тем, что рассказывали друг другу разные истории, в частности всякие страшилки. Один из рассказчиков поведал историю о мальчике, который увидел привидение. Он разбудил маму, чтобы та тоже стала свидетельницей этого происшествия.
Так вот, эта история сильно зацепила одного из присутствующих – Дугласа. Оказалось, что у него тоже имеется нечто подобное. Причем это не просто рассказ, это рукопись, написанная молодой девушкой – непосредственной участницей всех событий. Сам Дуглас настолько сильно впечатлен этой реальной историей, что готов уже завтра поделиться ею с присутствующими.
Необычные условия контракта
Начинается все с довольно долгого предисловия о мужчине, на попечении которого находятся двое племянников, родители которых погибли пару лет назад в Индии. Мужчина богат и красив собой, и заниматься детьми ему совершенно некогда. Но он постарался сделать все, чтобы жизнь была комфортной. Поселил в огромной усадьбе Блай, нанял слуг, в частности экономку миссис Гроуз, и естественно нашел гувернантку.
Ею оказалась двадцатилетняя девица. Она, кстати, должна была стать в доме старшей. У детей уже была гувернантка, но она умерла. Новая гувернантка сильно сомневалась, стоит ли ей браться за эту работу. Все-таки это ответственность, а она еще так молода. Но перевесил размер жалования. Мужчина выдвинул единственное требование: никогда и не по какому поводу не обращаться к нему самому, все вопросы решать самостоятельно. Далее история ведется от лица самой гувернантки.
Обитатели поместья Блай
Встретили девушку очень радушно. Она была очарована огромным домой и еще больше своей подопечной – маленькой Флорой, которая воистину имела ангельский вид. Миссис Гроуз очень сильно привязана к детям, она воспринимает их неудачи и победы словно свои собственные. Она восхищается детьми, она готова защищать их до последнего. Она для них словно мать, и она рада, что у них появился еще один человек, который сможет полюбить их столь же сильно.
Майлсу около 10 лет, Флоре и того меньше. Майлса выгнали из школы, ибо по словам директора, он портил детей. Как точно портил, так и осталось неизвестно. Но глядя на этого ангела совершенно не верится, что он способен на что-то подобное. Несмотря на расположение миссис Гроуз, она явно чего-то не договаривает. Здесь выясняется судьба бывшей гувернантки. Она якобы уехала домой немного отдохнуть и больше не вернулась, так как умерла. От чего это произошло, неизвестно.
Таинственный незнакомец
Что ж, юная особа вполне справлялась со своей новой работой, подружилась с экономкой и полюбила детей. Но она все же выделяла часок, когда могла побыть в полном одиночестве и вспомнить мужчину, который ее нанял и которого она полюбила. Девушка прониклась душой к самому поместью, и в какой-то степени ощущала себя его хозяйкой.
Как я уже говорила, девица с первого взгляда влюбилась с богатого господина и постоянно о нем мечтала. А однажды она увидела его на одной башне особняка и решила, что он тайно живет в доме. Но присмотревшись поняла, что это совсем другой человек. Но кто этот человек и как он проник в дом? Она долго размышляла над этим происшествием, а потом с головой погрузилась в свои обязанности – обучение детей.
По ее мнению дети были настоящие ангелы. Особенно Майлс. Даже странно подумать, что этот кроткий ребенок способен на какие-то гадости, потому выяснять это она не стала. Через какое-то время она снова увидела того мужчину, но уже через окно первого этажа.
Он был на улице и заглядывать внутрь. А еще через несколько минут она узнала, что это был конюх Питер Квинт и он уже умер. Но самое интересное то, что это сообщение ввергло гувернантку в прострацию на несколько часов. То есть, она оказалась слишком восприимчивой и нервной. Хотя встреча с привидением кого угодно бы ввела в прострацию.
Питер Квинт – что значит испорченный?
Что значит, Квинт вольничал с Майлсом? Сам Квинт, по словам миссис Гроуз, был испорченным. Но хозяин ему доверял. А может и сам хозяин был таким же? Что значит в 19 веке испорченность? Пил, курил, гулял с женщинами или что то еще? Экономка дает Питеру такую характеристику: ловкий, красивый, избалованный, бесстыжий. Ну, по нашим временам – самый обычный мужик.
Умер Питер Квинт поскользнувшись по дороге домой, возвращаясь зимним вечером из трактира. Упал и разбил себе голову. Кроме привидения Квинта начало появляться еще и привидение женщины. И нынешняя гувернантка решила, что дети все знают, но специально ничего не говорят. Более того, призраки приходят именно к детям, с намерением их забрать, ну, или причинить вред иным способом.
Не дети, а просто ангелы…
Довольно много места в новелле занимает описание счастливой жизни гувернантки и ее воспитанников. Дети действительно хорошо ладили между собой, Майлс относился к сестре удивительно бережно. При этом он был талантлив во всем и бесконечно умен.
Гувернантка не перестает восхищаться детьми, их успехами и поведением и даже не может понять, как такого замечательного мальчика как Майлс могли выгнать их школы. Я повторяю это снова, ибо героиня реально постоянно об этом думает. У нее реально паранойя на этом. Неудивительно, что в новом фильме няня банально тронулась умом.
В то же время она втайне продолжает подозревать этих самых детей в том, что они все знают о призраках, но не хотят, чтобы об этом знала она. Потому стараются развлекать ее, что есть сил. Но ей почему-то кажется, что они договорились между собой, чтобы не дать ей даже шанса понять, что же здесь происходит на самом деле.
Призрак бывшей гувернантки
А потом она встретилась с призраком квинта в третий раз. Что интересно, если героиня и пугалась призраков, в своей рукописи она это не указывает. А вот увидев, что Флоры нет в постели, она испытала неподдельный ужас. Более того, ей показалось, что сама Флора действительно тянулась к призраку бывшей гувернантки. А это бала именно она – миссис Джессел.
Но самое худшее, что в эту же ночь Майлс оказался не в постели, а на улице и он явно смотрел на что-то или кого-то кроме своей нынешней няньки. Причем Майлс своим кротким поведением все больше нагнетал атмосферу. Героиня уже не просто подозревает, она уверена, что дети не совсем такие, какими кажутся.
Но все дело в том, что она не считает, что они сами что-то замыслили. Она уверена, что на них оказывают влияние призраки и что сами призраки сущее Зло. И все это на все том же витиеватом языке, потому выглядит очень драматично и в чем-то даже пафосно.
Майлс – высокомерный и кроткий одновременно
Вообще, события в новелле растянуты во времени, то есть призраки не являлись каждый день из-за каждого угла. Между их визитами проходили дни, недели и месяцы. Но наша героиня все больше убеждалась в том, что детишки над ней тайно насмехаются и готовят новую ловушку. Хотя сами дети не давали тому ни малейшего повода.
Да, они были очень умны, но она уже почти ненавидела их и была готова обличить во лжи в любую минуту. Надо сказать, что Майлс действительно не так прост, как кажется. Ему всего 10 лет, а он ведет себя так, как будто уже очень взрослый и понимает гораздо больше, чем положено десятилетнему мальчику.
На самом деле Финн Вулфард в фильме «Няня» отлично передал характер парнишки с той лишь разницей, что в фильме ему явно далеко не 10 лет. Там он уже подросток. Так вот, Майлс в книге ведет себя именно как подросток лет 15-16-ти. Высокомерно, пренебрежительно, иронично и при этом очень кротко и доброжелательно. А может дело в том, что в 19-м веке дети просто раньше взрослели?
А может они были колдунами?
Это странно, но в какой-то момент мне показалось, что история Майлса и Флоры очень напоминает историю парочки колдунов худу из фильма «Ключ от всех дверей». А что, представим, что Квинт и миссис Джессел были колдунами и их души вселились в детей, за которыми они присматривали и по мнению окружающих развращали. Тогда это вполне подтверждается словами героини, что Флора иногда бывает не маленькой девочкой, а старой женщиной.
Однако причем тогда здесь призраки? Да, теория моя не очень. А может быть, их души лишь собирались вселиться в тела детей, потому и бродили вокруг, потому и притягивали их к себе? Или же, души детей после насильственного перемещения в тела взрослых были так этим возмущены, что вернулись в виде призраков к тем, кто их погубил? Потому и смотрели с неприкрытой злостью? Если честно, на большее у меня фантазии не хватает…
Кто видит призраков?
Хотя с призраками тоже не все так просто. Наша героиня их точно видит, тогда как миссис Гроуз точно не видит. Допускаю, что она слишком проста и груба, чтобы видеть такие вещи. Но вот вопрос: видит ли призраков Флора? У нее то точно достаточно тонкая для этого душевная организация. Гувернантка уверена, что да, но судя по осуждению на лице девочки, скорее всего, нет.
Более того, призраков вполне может видеть только героиня. Предположим, что только у нее есть такой дар. И все, большее их не видит никто. Тогда она точно не сошла с ума, а просто обладает способностями, которые для других кажутся бредом. Жаль, что в 19-м веке не было современных лекарств. Тогда бы героиня тупо наглоталась таблеток и жила бы себе спокойно.
Конец и… никаких объяснений
Что сказать, современные ужастики, которые имеют странный незакрытый финал, просто отдыхают в сравнении в произведением Джеймса Генри «Поворот винта». Эта книга буквально обрывается без малейших намеков на объяснение. Единственное, что я поняла, так это то, что призраки точно были, а героиня не сошла с ума.
И второе, призраки как-то были связаны с жизнями самих детей. Иначе почему Майлс умер сразу после того, как героиня словно бы отвоевала его у призрака. После такого шокирующего финала мне еще больше кажется, что «Ключ от всех дверей» и «Поворот винта» как-то связаны между собой. Нет, фильм не снят по книге, просто у них какая-то неуловимо общая идея.
И да, по ходу самого рассказа тоже особо нет каких-то объяснений. Понравилось ли мне? В сравнении с книгой новый фильм «Няня» кажется совершенно прозрачным. В кино няня точно сошла с ума. Напоследок добавлю, оригинал настолько странный, что экранизировать это практически невозможно. Но понять это я смогла только прочитав саму новеллу.
Очень интересно. Сначала было просто интересно, откуда история фильма “няня”, теперь хочется прочитать саму книгу. Люблю запутанные истории, и люблю в них копаться.