Ширли Джексон «Призрак дома на холме»

Сериал мне понравился, фильм вызвал некоторые сомнения, но книгу я просто не могла не прочитать. Было очень интересно, что же конкретно было взято за основу для кино. Тем более что сам Стивен Кинг отзывается об этом литературном произведении очень хорошо.

Оказалось, что для сериала взят только сам дом, главные герои с серьезными изменениями, да кое-какие истории из их жизни. Но в целом все перекручено и очень далеко от оригинала. Фильм больше похож, но и он далек от основной идеи книги. Итак, все по порядку, и начнем с короткого описания сюжета.

Ширли Джексон книга «Призрак дома на холме»

Короткое описание завязки

Доктор Джон Монтегю по образованию антрополог, но его страстью являются паранормальные явления. Коллеги с некоторым подозрением и даже осуждением относятся к необычным исследованиям доктора, но тот не унывает и продолжает поиски в надежде, что однажды ему удастся найти что-то эдакое и поразить мир.

Для этих целей он снимает на все лето Хилл-хауз – дом, который имеет весьма странную славу. Для исследования ему нужны помощники, которых он долго и тщательно выбирает. Он рассылает всем кандидатам письма, но в итоге соглашаются приехать только двое: Элинор Вейс и Теодора.

Четвертым участником этой истории становится Люк Сандерсон – родственник последней владелицы дома. То есть сам дом был сдан на условиях, что некто из приближенных к хозяйке присмотрит за всем этим. Ну и сама миссис Сандерсон просто хотела на некоторое время отделаться от своего племянника.

В общем, компания собирается и уже скоро они начинают подмечать, что дом разительно отличается от любых других строений. А потом случается и более необъяснимые вещи.

Сказочное путешествие Элинор

Само повествование вначале показалось мне каким-то наивным что ли. Эленор словно вырвалась на свободу и в голове у нее рождались странные фантазии. То ей виделась счастливая жизнь в доме со львами, то она уже была почти сказочной принцессой с принцем и прочее. А потом как озарение: именно об этом рассказывала Оливия миссис Дадли в сериале, а еще про дождь из камней.

Но, видимо, я жаждала встречи с призраками, потому особо не теряла на них время. Как оказалось, очень даже зря. Все эти фантазии включены не просто так. Собственно, по моему мнению, в этом и кроется сама суть произведения. Но б этом я скажу чуть позже.

Итак, бедная несчастная Элинор, которая за последние 11 лет ни разу не думала о себе. Неудивительно, что она придумывала себе сказочную жизнь, тихую, уютную и спокойную. Но попав в Хилл-хауз она постепенно преображается. И да ей 32 года, всего пару месяцев назад она похоронила мять, за которой была вынуждена ухаживать более 10 лет. При этом она чувствует свою вину в смерти матери и ненавидит свою старшую сестру.

Кстати, еще по дороге в Хилл-хауз Элинор видит разные знаки, которые красноречиво намекают ей, что стоит повернуть назад. Увы, женщина впервые вырвавшись из дому, находится во власти эйфории.

«Видимо, когда-то, очень давно, в этих краях была ярмарка и проводились мотоциклетные гонки. Кое-где на плакатах уцелели слова. «ОЙ», прочла Элинор на одном и «ЛИХО» на другом. Она рассмеялась, поймав себя на том, что везде ищет дурные знамения. На самом деле тут написано «ЛИХОЙ». Лихой водитель.»

Странная история из прошлого

И да, доктор Монтегю пригласил ее совсем не случайно. Много лет назад, когда Элинор была еще подростком, с ней приключилась довольно странная история. Примерно через месяц после смерти отца на их дом обрушился настоящий дождь из… камней. Так продолжалось несколько дней, вокруг собирались зеваки, а мать утверждала, что таким образом с ними расплачиваются злые соседи.

Собственно, и сама Элинор всю жизнь была уверена, что так оно и было. Поверить в то, что это она стала причиной столь необъяснимого явления? Ей такое даже в голову не могло прийти. Камнепад, направленный исключительно на их дом, продолжался три дня, а после того как Элинор и ее сестру отправили к родственнице, так же внезапно прекратился. По мнению доктора Монтегю это был самый настоящий полтергейст.

Американская действительность

Ах да, когда Элинор только собиралась в дорогу, она случайно сбила с ног старушку и та рассыпала свои продукты. Женщина предложила загладить свою вину: например, купить новую еду. Но оказалось, сама старушка ничего не покупала, а набрала еды, видимо, на какой-то ресторанной мусорке. Причем судя по всему она была там не одна, ибо:

«…Видела бы ты ветчину, но ее раньше меня ухватили. И шоколадный торт. И картофельный салат. И маленькие конфетки в бумажных розеточках. Ничего-то я не успела. А теперь… — Обе разом глянули на размазанный по асфальту чизкейк, и крохотная старушонка продолжила: — Как видишь, я не могу вот так просто взять у тебя деньги за чужие объедки.»

На минуточку, книга была написана в самом конце 60-х годов, но видимо в Америке сбор еды на помойках вполне нормальное явление. Это я опять к той богатой и сытой жизни за бугром. И да жизнь за границей совсем не так хороша вдали от туристических троп. И не думаю, что в таких вот местечках что-то изменилось в лучшую сторону.

«Дорога от бензоколонки и церкви действительно была вся в выбоинах и камнях. Автомобильчик Элинор дергался и подпрыгивал, не желая забираться глубже в безрадостные холмы.»

Другие персонажи книги

А вот Тео оказалась полной противоположностью нашей героине. Насколько Элинор была замкнутой, закрытой и стеснительной, настолько же Теодора был веселой и эгоистичной. К эксперименту доктор Монтегю привлек ее за то, что та смеясь, угадала большую часть закрытых карточек. То есть, по сути, девица обладала даром ясновидения или точнее телепатии.

Люк Сандерсон не имел никаких паранормальных способностей и попал в эту компанию по чистой случайности. Своими ленью, враньем и воровством он так надоел тетке, что та решила сплавить его хотя бы на лето. В итоге все остались довольны.

Есть в книге и миссис Дадли. Эдакая непробиваемая машина, у которой свое расписание. Она всегда невозмутимо делает свою работу и не забывает всякий раз напомнить об этом новым постояльцам. За что те над ней беззлобно подшучивают.

И да, она их предупреждала, что в доме по ночам творится нечто странное. И если даже они будут кричать и звать на помощь, никто их не услышит. И вообще, они даже могут не дожить до утра. На удивление, эта самая грозная миссис Дадли буквально растаяла и стала белым зайкой, когда ней на кухню пожаловала миссис Монтегю.

Да-да, у книжного доктора есть жена и она появится ближе к финалу. Он ее трепетно любит, но у нее есть небольшой бзик, который дико выводит из себя доктора. Как и супруг, она увлечена всем необъяснимым и паранормальным.

Вот только доктор Монтегю действует осторожно, наблюдает, исследует, записывает, и только тогда делает выводы, то есть применяет вполне научный подход. А его жена пользуется планшеткой для автоматического письма и пытается напрямую разговаривать с духами, считая, что она может их спасти и отпустить.

Необычная архитектура дома

Элинор сразу же почувствовала в доме нечто неприязненное. Все первые минуты ее сопровождал какой-то неосознанный страх. А вот Теодора отнеслась к нему спокойно. Кстати, судя по описанию, дом стоял как раз не на холме, а между несколькими холмами.

Позабавил их разговор в первый вечер, когда они знакомились, в шутку придумывая себе интересные биографии. Теперь немного о самом доме: его история не так страшна как кажется, а вот то, что касается архитектуры… Но все по порядку.

По первому впечатлению дом темный с обилием маленьких комнат, некоторые не имеют окон и даже не соприкасаются с внешними стенами. Словно лабиринт или место, где играют в прятки. И да, в Хилл-хаусе двери между комнатами закрываются сами собой.

Но позже оказалось, что построен он очень интересно, в этом и кроется причина всех его странностей. Дом был восьмиугольным. Центральной комнатой был будуар, вокруг него располагались комнаты без окон типа кабинета, бильярдной. Далее шел круг внешних комнат, и все это окольцовывала круглая терраса, на которую вели сразу несколько выходов из разных комнат.

Но и это еще не все. В доме не было четких прямых углов, везде было хоть небольшое, но отклонение. То же самое касается даже пола, потолка и ступенек. Двери тоже крепились с небольшим перекосом, что и позволяло им закрываться самостоятельно от малейшей вибрации. В общем, это было настоящее чудо архитектуры.

«Полагаю, старый Хью Крейн рассчитывал, что со временем Хилл-хаус будут показывать за деньги, как дом Винчестеров или многие восьмиугольные здания. Вспомните, что он сам проектировал дом и, как я уже говорил, был со странностями.»

А еще в его центре стояла грандиозная мраморная скульптура, изображающая хозяина, его жену и двух дочерей. А дочкам своим он сделал книги, в которых писал наставления о том, как нужно правильно жить, про ад, про грехи, про благочестие и прочая. А в конце еще парочка пожеланий и слов о любви, написанных кровью.

История дома на холме

Что касается истории, то в ней тоже не было ничего сверхестественного. Здесь не было никаких кровавых расправ или случайных происшествий, однако самого владельца и застройщика словно бы начал преследовать злой рок. В частности ему очень не везло с женами. Итак.

Построил Хилл-хаус 80 лет назад некий богатый господин Хью Крейн, в расчете на своих многочисленных потомков. Кстати, в сериале речь идет уже о ста годах, но думаю, здесь сыграл тот факт, что изначально события происходили в семидесятых, а настоящее пришлось уже на 2000-е.

Здесь в окружении детишек он и сам собирался встретить свою старость. Увы, судьба распорядилась по-другому. Его первая жена случайно погибла в перевернутой карете, так и не доехав до дома. Вторая оступилась и упала, сломав себе шею. Тогда Крейн уехал из дома куда-то в Европу и женился в третий раз, но и эта супруга умерла от чахотки.

Но от первого брака у мистера Крейна остались две дочери, они все это время жили в Хилл-хаусе под присмотром гувернантки и лишь позже Крейн отправил их к родственникам. После смерти отца дом стал совместной собственностью обеих девочек, вот на этой почве у них и разгорелся скандал.

Старшая, будучи одинокой, жила в доме с молодой компаньонкой. Младшая жила отдельно, и даже была замужем, но жутко завидовала сестре и строила всякие козни. В общем, сестрица была еще та зараза, и до старости так и не смогла успокоиться. За что старшая сестрица передала Хилл-хауз по наследству не ей, а той самой компаньонке.

Ей в свою очередь от младшей сестрицы пришлось вытерпеть немало, начиная от обвинений в воровстве и заканчивая обвинением в смерти своей хозяйки. Доведенная до отчаяния, та повесилась прямо в доме на той самой лестнице, которая вела в башенку. Собственно, это единственная добровольная смерть в доме. Ну а уже после ее самоубийства Хилл-хауз перешел по наследству к ее родственникам, которыми и оказались Сандерсоны.

Призраков не было, но все же…

Почему же этот дом так заинтересовал доктора Монтегю? В Хилл-хаусе пытались жить многие, миссис Сандерсон сдавала его неоднократно, но все жильцы сбегали уже через несколько дней. Никто из постояльцев не объяснял истинной причины своего поведения, но и домом с привидениями Хилл-хаус никто открыто не называл.

Думается мне, многие мистические происшествия объяснялись именно особенностями архитектуры. Но все-таки, в доме было нечто. Возможно ли, что именно из-за своей оригинальной конфигурации дом стал словно бы переходом между мирами? Из-за чего доктор Монтегю пришел к выводу:

«Полагаю, зло заключено главным образом в самом доме. Он порабощает и уничтожает людей, ломает их судьбы. Это замкнутое средоточие злой воли.»

Именно это нечто и являлось причиной того, что происходило в Хилл-хаусе. Нет, здесь точно не было призраков, и почему-то мне кажется что не было даже того самого полтергейста. Почему я так думаю, объясню чуть позже.

Однако в доме действительно наблюдались не совсем объяснимые явления. Например, при входе в детскую комнату на втором этаже, которая была словно сердцем дома, имелся барьер, который невозможно было увидеть, можно было только ощутить. В этом месте явно присутствовал серьезный перепад температур.

Странные события в доме на холме

А теперь то, что же странного произошло в доме после приезда сюда нашей маленькой исследовательской компании. В первую же ночь на комнаты девушек было совершено такое себе нападение. Нечто страшное и невидимое молотило в стены и двери, пытаясь попасть внутрь. Причем за некоторое время до этого происшествия доктора и Люка нечто выманило из дома.

Затем чья-то невидимая рука написала мелом на стене, а чуть позже еще то ли краской, то ли кровью в комнате Тео фразу:

«НА ПОМОЩЬ ЭЛИНОР ВЕРНИСЬ ДОМОЙ»

Потом Нел приснился сон, в котором она слышала, как кто-то мучил ребенка и что-то бубнел себе под нос. Затем она уже наяву стала слышать смех и бубнение, причем окружающие этого даже не замечали. Когда Элинор прогуливалась вместе с Люком и Тео по лесу, то зашла далеко вперед и повстречалась с кем-то невидимым, кем-то, кто просил ее остаться.

А в следующий раз Элинор и Нелл видели семейный пикник на солнечной поляне. Хотя вокруг стояла ночь.  Более того, гуляли они не так долго, но оказалось, что прошло несколько часов. А когда нечто нападало на комнату, где была вся наша четверка, миссис Монтегю и ее помощник, находясь совсем рядом, ничего такого не слышали.  в общем, вот такие вот чудеса.  

«— Не понимаю, — сказал Артур доктору, — чего вы все так себя накрутили. Я просидел с револьвером целую ночь, и хоть бы мышь зашуршала. Только ветка била в стекло. Чуть с ума меня не свела, — доверительно сообщил он Теодоре.»

Отличие книги и фильма

Элинор и Теодора быстро стали подругами, но настроение Нелл внезапно переменилось и она стала почти ненавидеть Тео. А потом она стала просить новую подругу, чтобы та после лета взяла ее с собой. чтобы жить вместе, ну или хотя бы рядом. Тео ответила категорическим отказом, у нее и без того была прекрасная жизнь.

А вот Элинор только пыталась найти свое место. Она его нашла, но увы, совсем не надолго. В конце концов Элинор начала слышать то, чего не слышали другие, исполнилась уверенностью, что Хилл-хаус ее новый дом и стала совершать довольно безумные поступки. Именно это частично показано в фильме.

Увы, создатели, видимо, решили, что настоящая причина помешательства Элинор окажется слишком простой, потому добавили призрак мистера Крейна и его преступления в отношении детей. А также тот факт, что якобы Элинор старалась спасти невинные детские души от призрака мистера Крейна, который стал самим дьяволом. В книге такого нет, развязка более проста, но именно ее простота и дает повод поразмыслить.

Так что же случилось с Элинор?

Итак, в итоге я пришла к выводу, что да, в доме таки жило какое-то зло. Пусть и большинство его причуд объяснялись странностями проектировки. Именно это зло и завладело разумом Элинор. Увы, она казалась очень легкой добычей.

Доктор Монтегю – непробиваемый исследователь, такого просто так с пути не свернешь. Теодора слишком эгоистична, а Люк – просто болван, который наслаждается жизнью. А вот Элинор… Посудите сами, у нее присутствует полный набор комплексов: чувство вины, вынужденная забота о матери, отказ от личной жизни, да и от самой себя. Ведь ухаживая за мамой, Элинор, по сути, не принадлежала сама себе.

В конце концов оказалось, что не было у нее никакого дома. Материнский был продан сразу же после смерти матери, никто никакую квартиру даже самую маленькую Элинор не покупал. Все это время она ютилась в доме сестры, которое в свою очередь относилась к Элинор пренебрежительно и высокомерно.

Получается, что женщина была загнана в угол, она не имела свободы, хотя отчаянно ее жаждала. В своих местах она была всем, а в жизни ничем. Ну это ли не лучшая почва для темных сущностей? К тому же мне сильно показалось, что причиной всех странных событий в виде стука в дверь и надписей было дело рук все той же Элинор. Хотя делала она это совершенно не осознанно.

Откуда берется полтергейст?

Не помню, когда-то давно где-то слышала, что полтергейст это не самостоятельное проявление каких-то там сил. Движение предметов, шумы, кидание посудой и прочее происходят по вине некоторых особенно одаренных людей. Что-то типа спонтанного выброса энергии, которая и сдвигает с места материальные предметы в совершенно хаотичном порядке. Хотя они об этом даже не подозревают.

Почему я вспомнила об этом именно сейчас? А причиной тому стала давняя история Элинор, когда на их дом обрушилась груда камней. Нет, конечно, это не ее вина, но это и не проявление ее воли. Это нечто на уровне подсознания. Тут мне внезапно вспомнились обскуры из “Фантастических тварей”. Весьма, кстати, похожее сравнение.

Потрясающий финал

Чем же все закончилось? О, это настоящий шедевр. Еще в начале эксперимента доктор Монтегю пообещал всем, что если кто-то попадает под влияние дома или каких-то сил, он немедленно отправит любого подальше от этого места. Дабы не случилась какая беда.

И вот после выходки Элинор он сдержал свое слово. Увы, девица вовсе не желала покидать Хилл-хаус. Ведь она только только обрела свой дом, начала понимать его, прониклась к нему душой. И вдруг ей приходится уезжать… Неудивительно, что она решила выразить своеобразный протест.

Увы, вероятно, разумом Элинор таки кто-то завладел, ибо в момент перед столкновением эйфория от происходящего внезапно исчезла и в голове мелькнула мысль:

«Я правда это делаю, думала она, направляя машину прямо в большое дерево на повороте дороге, я правда это делаю, совсем сама наконец-то; это я, и я правда-правда-правда делаю это совсем сама.

В бесконечную, сокрушительную секунду перед тем, как автомобиль врезался в дерево, она подумала отчетливо: Зачем? Зачем я это делаю? Почему никто меня не остановит?»

Короткий вывод

В целом, книжка мне очень даже понравилась, и я рекомендую ее почитать. Экранизация 1999 года (есть еще и более ранняя, ее я не  смотрела) на фоне литературного произведения оказалось бледной подделкой. Ну а современный сериал стоит воспринимать как отдельный продукт, практически не имеющий ничего общего с первоисточником.

Разве что он также завязан на человеческой трагедии. Ну а призраки, полтергейст и прочее лишь оригинальное оформление. Однако полностью отвергать их влияние на людей невозможно, вся эта паранормальщина играет в человеческих судьбах свою собственную роль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *