Диббук: Одна ночь станет испытанием всей жизни…

Это кино я решила посмотреть уже по тому, что его краткое описание напомнило мне наш «Вий». В целом, чем-то действительно похоже, но куда скучнее, да и идея немного другая. И да, как обычно прокатчики переиначили название.

Никакого диббука, то есть души злого человека, которая не хочет уходить из нашего мира, здесь нет и в помине. Демон есть, но его происхождение совсем иное. Поэтому к еврейским легендам и обрядам экзорцизма кино не имеет ни малейшего отношения. Оригинальное название «Бдение» отлично передает сюжет фильма. Зачем его было менять, не знаю.

Парень со свечой
Кадр из фильма «Диббук»

Трудности еврейской диаспоры в большом городе

Начинается фильм с небольшого эпиграфа, чтобы ввести зрителей в курс происходящего. У евреев есть обычай: умершего человека нельзя оставлять одного на ночь. Кто-то обязательно сидит рядом и читает специальные молитвы. Такого человека называют Сторож. Он может быть из числа родственников или совершенно посторонним человеком. Не совсем понятно, при чем тут евреи, если это часть ритуала сопровождения умершего есть и у других народностей. Но вернемся к кино.

Яков, видимо, приехал в новый город. Дела у него идут неважно, работы нет, денег, естественно, тоже. Поддержку моральную герой ищет в сообществе таких же как он. Да, в сообщество, по всей видимости, входят только евреи. Девица рассказывает, что к ней приставал какой-то парень. Все с осуждением говорят, что-де люди здесь такие. То есть, евреи хорошие, а остальные… ну понятно.

Хотя у меня реально создалось впечатление, что тот же Яков спустился с гор — он не знает как внести в контакты телефона номер, а пытаясь выйти в интернет, почему-то нашел фонарик. А еще за парнем постоянно ходит какой-то мужчина, который готов дать ему работу. У героя особо нет выхода, поэтому он соглашается. Позже выясняется, что мужчина – ребе, а работа предусматривает чтение молитв всю ночь у тела покойника.

Встреча на улице
Кадр из фильма «Диббук»

К чему ведет безответственное отношение к работе

Ребе предупреждает, что задание может быть трудным. У него уже был претендент, но сбежал. Но Яков особо не боится и никаких молитв читать не собирается. Он преспокойно садится спиной к трупу, надевает наушники, включает музыку и даже собирается учиться тому, как завоевывать женщин. Правда, спустя несколько минут его планы кардинально меняются. В пустом доме начинают раздаваться какие-то звуки, потом еще в углу появляется тень.

Прошло всего десять минут, а герой уже напуган до смерти. Вот интересно, тебя наняли не просто так посидеть и поспать, а читать молитвы. Отчего же ты не выполняешь данную тебе работу? Помнится, в фильме «Вечное сияние чистого разума» такие вот горе работнички вообще устроили на своей работе вечеринку, что привело к тому, что серьезный эксперимент пошел не так как надо. Вот читал бы молитвы, глядишь все было бы спокойно.

Темный вечер
Кадр из фильма «Диббук»

Проблемы психики или необычная способность

Дальше больше. Сначала мигает свет, потом на телефон Якову приходит странное видео, а потом он видит то, чего быть тут не может. И что же делает герой? А он звонит своему психологу — доктору Кольбергу, у которого, видимо, лечится. Так вот что за таблетки он пьет. У Якова по всей видимости есть способности к видению, но он считает себя психом и глушит дар таблетками.

И теперь получается, что он попал в самое лучшее место, чтобы его дар проявился в полной мере. Ну где как не рядом с умершим могут обитать темные сущности, да и сама душа. Тут появляется жена умершего госпожа Литвак и немного проясняет ситуацию. Она, кстати, говорит очень разумные слова, о том, что у нее есть дети, но они уехали, причем они считают, что это их выбор. Хотя на самом деле мать сама оттолкнула их специально, чтобы уехали из этого места.

Возле трупа
Кадр из фильма «Диббук»

История доктора Литвака и его демон

Так вот мистер Литвак был не простым человеком, он занимался исследованием демонов. По его словам это сущности, которым дали жизнь, но не тела. При этом у них нет души, а значит, и связи с Богом. Один такой демон следовал за Литваком из Бухенвальда. Литвак уверен, что эти демоны-тени очень старые, они словно бы пребывали в спячке, но события тех лет, то есть война, пробудили их.

Есть только один способ избавиться от демона — сжечь его лицо, которое демон покажет в первый раз. Если не сделать этого, то демон будет преследовать человека до конца жизни. Литвак не смог этого сделать, потому нужен сломленный человек, который не может справиться со своими проблемами сам. Видимо, Яков очень хорошая кандидатура. Попади сюда более устойчивый психически человек, возможно, он бы ничего не заметил. Интересно, а ребе знал, кого и для чего нанимает?

Яков в шляпе
Кадр из фильма «Диббук»

Лучшая защита от демонов – сильное биополе

Отсюда следует, что вера в демонов ничего не решает, все дело в личной устойчивости перед паранормальным. Можно не верить ни во что и ничего не видеть или точно так же ни во что не верить и видеть все. И наоборот, можно верить и даже знать о существовании разных сущностей, и ни разу в жизни их не увидеть.

Потому что как минимум срабатывает личная защита. Сильное, скажем так, биополе не позволяет потусторонним сущностям проникать в личное пространство и менять восприятие или по Кастанеде точку сборки. Как например, сама госпожа Литвак, она все знает, но демон ее не трогает.

Другое дело Яков. Здесь манипуляции демона на лицо. Причем действует демон даже через технику. А что, инфернальные силы точно также способны к развитию. Развиваются человеческие технологии, соответственно и разные сущности, особенно, высшего порядка, подстраиваются под новые условия.

Рассказ старушки
Кадр из фильма «Диббук»

Манипуляции демона и сила противостояния

Яков попытался было уйти, но миссис Литвак его предупредила, что демон не позволит и тот приползет обратно. Так и получилось, парень не смог уйти далеко, у него начали буквально ломаться кости. Почему же демон так быстро овладел Яковом? Все просто, дело даже не в том, что он не может отпустить ужасное событие из своего прошлого, его снедает чувство вины.

Это не значит, что нельзя испытывать вину за свои поступки. Это значит, что нужно искупать ее, если в нужный момент не хватило храбрости. Хотя в фильме речь немного о другом. Яков не просто винит себя в смерти мальчика, он утратил веру. Да, сам Литвак подцепил демона, когда ему пришлось убить человека. То есть, в обоих случаях имело место критическая ситуация, которая ломает человека.

Исходя из этого, сдается мне, что ребе вполне понимал, куда и зачем отправляет Якова. У него было два варианта: либо он уверует и продолжит служить, либо же просто погибнет. Яков справился не только со своим демоном, но и смог вырвать у демона душу Литвака. Мне даже показалось, что после этой ночи Яков должен сам стать рабе, но нет, он предпочел обычную жизнь.

Новое утро
Кадр из фильма «Диббук»

Хорошая идея с плохой реализацией

Что сказать? В фильме довольно серьезный посыл, что чувство вины может не только уничтожить любого человека, но и привлечь к нему потустороннюю сущность. Но вину нельзя держать, постоянно переживая и возвращаясь к ней, тем самым подпитывая демонов. Ее нужно искупать своими поступками. В какой-то мере это может быть пропагандой религии, хотя судя по тому, что герой ушел, посыл это довольно слабый. Скорее это программка, куда обращаться в случае опасности.

При этом само по себе кино получилось жутко скучное и тоскливое. Особенно в первой половине, когда Яков только приступал к своей работе. Потом динамики немного добавилось, но ситуацию в целом это не изменило. Идея очень неплохая, но реализация сильно подкачала. Смотреть такое второй раз точно не имеет смысла. А так один раз глянуть и хорошенько поразмыслить в самый раз. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *